Как маме разговаривать с грудничком: особенности общения в зависимости от возраста. Общение с грудным младенцем Как правильно общаться с новорожденным ребенком

«Через месяц, мой зайчик, мы переедем. Мы с твоим папой много думали и решили найти квартиру поближе к его работе. Так он сможет раньше возвращаться и больше времени проводить с нами…» Каждый ребенок, даже самый маленький, имеет право знать о важных событиях в семье, которые касаются его самого и его будущего. Более того, знать это ему необходимо, чтобы чувствовать себя уверенно и спокойно, благополучно расти и развиваться. Но как он поймет смысл наших слов, если сам еще не говорит? И до какой степени в общении с ним родителям стоит вдаваться в детали?

Не только о самом важном

Даже едва появившийся на свет младенец - тем не менее уже «существо говорящее». Этот парадокс объясняла во многих своих книгах психоаналитик Франсуаза Дольто. По ее убеждению, новорожденный «стремится насытиться речью не меньше, чем молоком матери» и буквально «впитывает в себя речь родителей». Мир он воспринимает при помощи зрения, осязания, обоняния, вкуса, тактильных ощущений. Но только обращенное к нему слово другого человека дает ему возможность почувствовать себя частью мира людей и ощутить свое отличие.

Нужно говорить не ребенку, а с ребенком - вести с ним диалог

Франсуаза Дольто приводит множество свидетельств того, как общение с младенцем (честное, без нарочитой «детскости») меняет детей - утихает боль, проходит сыпь, ребенок начинает лучше спать. Однажды к ней на консультацию пришла буквально изможденная женщина: ее новорожденный сын тревожно спал и постоянно просыпался ночью. Она рассказала психоаналитику о том, что у нее был еще ребенок, который умер совсем недавно, и младшего назвали тем же именем, что и брата. Франсуаза Дольто обратилась к мальчику. «Я сказала ему, что брат на него не сердится, что он дал ему свое имя и что его мама, даже когда он спит, знает, что он не умер». Когда мать с сыном вернулись домой, младенец проспал десять часов подряд.

Однако разговаривать с ребенком означает не только рассказывать ему о самом важном. Это значит также говорить с ним непринужденно и легко, обо всем на свете и ни о чем особенном - как с человеком, к кому мы просто испытываем теплые чувства. «В этом случае слово не «исцеляет», но развивает ребенка, - поясняет нейропсихолог Борис Цирюльник. - Он сильнее ощущает эмоции, а они активизируют его память, работу разных отделов мозга».

Открыто и честно

Еще не владея словом, дети взаимодействуют с нами при помощи особого языка - языка своего тела. Родителям, которые привыкли общаться с помощью слов, не всегда просто понять то, что сообщает ребенок. Именно поэтому разговор с новорожденным так и остается (во всех смыслах) монологом взрослого. «Нужно говорить не ребенку, а с ребенком, - объясняет разницу психолог Ольга Варпаховская, руководитель проекта «Зеленая дверца». - Это значит вести с ним диалог, находить равновесие между чересчур подробным общением и мимолетным».

Непросто приходится современным молодым матерям. «Советы родственников и друзей, книги и многочисленные сайты по популярной психологии порой внушают им страх сказать что-нибудь не так, - говорит Борис Цирюльник. - Некоторые женщины больше не считают себя вправе, например, заплакать или вспылить, так как боятся, что их негативный настрой травмирует ребенка. Им нужно перестать (чересчур) контролировать себя, но искать собственные слова, чтобы общаться с ребенком честно».

Кратко и в настоящем времени

Сколько копий сломано вокруг baby talk, «детского» языка: не вреден ли он для ребенка, не задерживает ли его развитие? Нет, уверены наши эксперты, потому что он выполняет особую роль - в первый год жизни учит ребенка общаться. «Высокий тон голоса («Агу, агу!») привлекает внимание младенца, - рассказывает перинатальный психолог Галина Филиппова. - Шипящие и свистящие звуки («Ах ты мое солнышко!») напоминают звуки материнского дыхания, которые он слышал, находясь в ее утробе, и задают ритм, который помогает удерживать внимание на словах.

Длинные паузы и повторы слогов («Ма-ма! Па-па! Ба-ба!») помогают выхватить из потока речи и запомнить короткую часть слова... Кроме того, обращаясь к ребенку, мы смотрим ему в глаза, улыбаемся, начинаем шевелить губами и широко раскрывать рот. Начиная с двух месяцев большинство детей способны имитировать наши движения - появляется гуление». Так мы показываем ребенку, что произносить слова легко и приятно, и незаметно учим его.

Используйте настоящее время, ведь младенец не владеет понятиями прошлого и будущего

С ребенком важно говорить просто и о значимых для него вещах. «Знакомя с предметами, важно не утонуть в объяснениях, так как его интеллект пока не готов к тому, чтобы понимать длинные фразы, - продолжает Галина Филиппова. - Можно показать и назвать предмет, сказать, что он «делает». Психолог рекомендует использовать настоящее время, ведь «младенец не владеет понятиями прошлого и будущего: первое представление о времени появляется у него не раньше двух лет. Лучше использовать настоящее время и говорить короткими, в два-три слова, утвердительными предложениями, например: «Смотри, собачка!», а не «Ты видишь черно-белую собачку, которая гуляет с нашей соседкой?».

Все… или почти все

Общаться с ребенком честно означает, что иногда придется говорить о том, для чего непросто найти слова. «Для младенца еще не существует внешнего мира, но он прекрасно чувствует состояние матери, - рассказывает Галина Филиппова. - И оказывается в замешательстве, если она улыбается и ласкова с ним, но при этом напряжена и встревоженна». Ребенок вполне может решить, что родительская тревога связана с ним. Он начнет беспокоиться и чувствовать свою вину. Именно поэтому Франсуаза Дольто настаивала: если родители чем-то встревожены, об этом стоит сказать ребенку.

Так поступила 27-летняя Ирина: «После рождения сына у меня началась депрессия: я почти не улыбалась, быстро уставала, у меня просто не было сил. И я рассказала об этом сыну. Я сказала ему, что это не его вина, но ему нужно немного потерпеть, пока я привыкаю к своей новой роли. Не знаю, понял ли он, но сама я почувствовала себя увереннее. Разговаривая с ним, я все яснее ощущала: все будет в порядке, я справлюсь».

Главное не в том, чтобы произносить слова, но в том, чтобы общаться с ребенком по-настоящему

Но не надо навязывать грудному ребенку роль исповедника и изливать ему душу по любому поводу. Достаточно говорить с ним о том, что непосредственно его касается. Будь то траур, переезд или развод родителей - все эти события нужно ему объяснить. Франсуаза Дольто говорила, что даже присутствие на похоронах кого-то из близких помогает младенцу почувствовать себя «неотделимой частью семьи»

Голос отца

«Я разговаривал с дочкой с того самого дня, когда жена сказала мне, что беременна, - вспоминает 34-летний Дмитрий. - Произносил что-то вроде: «Привет, малыш, я твой папа. Вот подрастешь, и мы увидимся!» Я чувствовал какое-то особое, незнакомое прежде волнение и одновременно - свою ответственность». «Известно, что в утробе матери младенцы лучше слышат мужские голоса, - отмечает Ольга Варпаховская. - И после рождения ребенка прекрасно убаюкивают слова отца, его (уже знакомый) голос».

Именно женщине стоит позаботиться о том, чтобы ее партнер не оставался в стороне от общения с ребенком. На этом настаивает и Борис Цирюльник: «Когда мать говорит «мой ребенок», это должно означать «ребенок, произведенный мною на свет вместе с человеком, которого я люблю». Нельзя сказать «мой ребенок», как дети говорят «моя кукла». Очень важно воспринимать его как создание своей любви, а не как объект собственности». Когда мужа нет рядом, 32-летняя Татьяна говорит о нем со своим трехмесячным сыном: «Тебе нравится купаться? Твой папа тоже очень любит плавать!» Эти слова могут показаться бессмысленными, но они помогают поддерживать образ отца - ведь он так часто бывает в командировках.

Если не получается

Но как быть родителям, если ничто не идет на ум и приходится вымучивать каждое слово? «Я знала, что разговаривать с детьми «надо», и заставляла себя это делать, - признается 30-летняя Наташа, мать годовалых близнецов. - Но ничего «естественного», к сожалению, в этом не было».

«Такие трудности часто испытывают те матери, с которыми разговаривали не так много, когда они сами были детьми, - поясняет Галина Филиппова. - Но не нужно тревожиться: если вам трудно говорить с новорожденным, это не значит, что вы не сможете с ним общаться». Нежный взгляд или ласка порой бывают красноречивее любых слов. «И совершенно нет необходимости непрерывно твердить ребенку «я тебя люблю», - добавляет Борис Цирюльник. - Чтобы младенец почувствовал нашу любовь, не обязательно ее формулировать».

С материнских слов для ребенка начинается познание мира и познание себя

Когда трудно найти верные слова, можно и позаимствовать чужие. Песенки, считалки, книжки - «их можно напевать, читать и рассматривать вместе, - советует нейропсихолог. - В такие моменты мы существуем с ребенком буквально на одной волне, его обволакивают модуляции нашего голоса. А известно, что примерно 70% мозга грудничка настроены на восприятие ритма». Именно так Наташа стала общаться со своими детьми: «Я почувствовала себя увереннее, когда нашла «свою» интонацию, нечто среднее между словами и пением. Я стала сочинять для них песенки на мотивы, которые сама помнила с детства».

Каждый родитель может выбрать свой собственный способ общения с ребенком. И если оно приносит искреннюю радость обоим, значит, на вопрос «как?» ими был уже найден лучший ответ.

Двигаясь к независимости

«Сейчас покушаем и пойдем спать», «Нам пора купаться!» - в первые месяцы воспринимая младенца все еще как продолжение себя, многие матери непроизвольно употребляют это общее «мы». «С материнских слов для ребенка начинается познание мира и познание себя, - рассказывает перинатальный психолог Галина Филиппова. - Мать становится для него зеркалом, которое не только отражает, но и поясняет то, что с ним происходит, называет его желания, успокаивает».

Так появляется то, что психолог Эрик Эриксон называл «базовым доверием к миру» - вера в то, что мир, в котором мы живем, - в целом хорошее и надежное место. Такое чувство Эриксон считал главным результатом психического развития ребенка в первый год жизни. Однако через некоторое время «слитное» общение будет уже сдерживать развитие ребенка: в свои 11–13 месяцев он начинает делать первые самостоятельные шаги, и родителям важно поддержать это его движение к независимости. В этот момент из речи взрослых (в идеале) уходит «мы», и начинают развиваться новые отношения - «я» и «ты».

В семье появилось маленькое Чудо. Лежит молча, кряхтит, в лучшем случае улыбается, в худшем – плачет навзрыд. «Ну когда же он заговорит?», – проявляет нетерпение папа. «Сказал бы уже что-нибудь, стало бы понятно, чего он хочет», – волнуются бабушки. Действительно, если разговаривать с грудничком было бы можно уже с рождения, родителям стало бы намного легче. Но так распорядилась природа, и ничего не поделаешь. И всё же, как наладить общение с грудничком?

«Привет, милый!»

«Дети – это загадочные существа с другой планеты. Им приходится учить наш язык, чтобы мы их понимали, потому что их язык нам не выучить никогда», – сказал один мудрый человек. Но внимательная мама справится со сложностью в общении с новорождённым ребёнком без особого труда. Более того, с грудничком надо разговаривать с рождения, каким бы странным это утверждение ни казалось. Уже в самом раннем возрасте грудной ребёнок нуждается в полноценном общении. Разговоры с грудничком способствуют раннему развитию эмоциональной и речевой сферы малыша следующим образом:

  • ребёнок учится распознавать голоса с низкими и высокими тонами;
  • малыш учится распознавать интонацию речи и улавливать общий смысл разговора интуитивно;
  • ребёнок учится правильной артикуляции и, наблюдая за говорящим взрослым, понемногу упражняет органы речи;
  • благодаря направленному к нему общению, грудничок ощущает близость с родителями , интерес к себе , что для него означает принятие со стороны окружающего мира .

Словарик языка самых маленьких

Приблизительно с 2–3 месяцев жизни большинство грудничков начинает гулить. Ребёнок произносит звуки и слоги, будто понемногу пробуя речь. С точки зрения информативности гуление не слишком нагружено смыслом. Скорее оно показывает, что ребёнок спокоен и расслаблен. В таком состоянии разговаривать с грудным ребёнком необходимо как можно больше. Возможно, малыш не сразу начнет повторять все звуки, но его попытки повторить за взрослым станут прекрасным упражнением для артикуляции.

Грудничков отличает целый комплекс невербальных сигналов, по которым мама может понять, что нужно любимому крохе, даже несмотря на то, что мысли он пока формулировать вслух не в состоянии:

  • слегка напряженная поза, широко открытые глаза: «говори ещё, я слушаю»;
  • смущённая улыбка, ребёнок прячет лицо: «меня заметили, ура!»;
  • широкая открытая улыбка, активные шевеления ручками и ножками: «я рад тебя видеть»;
  • пристальный взгляд, шевеление губами и языком: «я тоже пробую говорить»;
  • негромкое хныканье: «мне неудобно (холодно, жарко, что-то давит, трёт или царапает»);
  • ровный плач на самых низких нотах: «я хочу есть!»;
  • отчаянный плач, похожий на визг: «мне страшно, плохо или больно, мама, ты нужна мне».

Каждый ребёнок неповторим и у отдельно взятого грудничка могу быть свои способы донести до мамы и окружающих свои чувства, желания и потребности. Вовремя разгадывая все сигналы малыша, чуткие родители смогут сформировать атмосферу любви и понимания, которая так важна для благоприятного развития ребёнка.

«Давай поговорим!»

Разговор с грудным ребёнком – занятие более серьезное, чем это может показаться вначале. Для полноценного общения с крохой следует соблюдать несколько простых правил.

  1. Самого удобного момента для разговора нет, и ждать его не надо. Разговаривать с грудничком надо постоянно, комментируя свои действия, описывая окружающую обстановку и объясняя некоторые явления. Уже с рождения дети могут усваивать определенный объём информации.
  2. Глазной контакт при общении с ребёнком очень важен. Малыш должен видеть выражение лица говорящего, его мимику и жесты.
  3. Произносить слова следует чётко, с несколько преувеличенной артикуляцией. Груднички очень любознательны, и ребёнок непременно попробует повторить движения губ и языка.
  4. Категорически не рекомендуется коверкать слова и сюсюкать. Искаженная таким образом речь превращается в бессмысленный мусор и не несет для ребёнка никакой ценности.
  5. Любое обращение к малышу должно иметь яркую интонационную окраску: ласковая, певучая речь – для утешения, чуть более громкая и высокая – для похвалы, низкая и строгая – для лёгкого укора. Дети уже с рождения могут распознавать чужую интонацию, и у них постепенно формируется представление о том, как надо или не надо поступать.
  6. В общении с грудничком после каждой фразы необходимо делать паузы, чтобы дать ребенку возможность реагировать. Пусть малыш ответит не сразу, пусть всего лишь произнесет тихий звук, улыбнется, сморщится или взмахнет ручками – любая реакция станет признаком конструктивного разговора.

Общение с грудничком является неотъемлемой частью его воспитания. Слушая речь любимых родителей, обращенную к нему, малыш осознает свою важность в этом мире, ощущает себя пусть маленькой, но личностью, внимание которой важно для окружающих.

Общение с близкими служит для малыша единственным источником, который обогащает детское сознание, определяет процесс формирования его личности . Как же разговаривать с младенцем, из чего начать первое в его жизни общение?

Только в процессе общения ребенок научится пользоваться родным языком, познавать окружающий мир, закреплять эти знания в слове.

Теперь попробуем ответить на вопросы, которые интересуют многих, : как же помочь ребенку овладеть речью , как и о чем говорить с младенцем ?

Для этого нам необходимо рассмотреть по порядку все периоды развития ребенка .

Период до рождения ребенка

Физиологи установили, что еще к моменту рождения у плода происходит формирование всех видов чувствительности, мышечного аппарата и так далее. Идет процесс дозревания нервной системы. А больше всего склонный к негативным влияниям языковой центр.

Ребенок в утробе матери живет – он слышит обращенные к нему слова окружающих, музыку. Разговаривайте с малышом, скажите ему, что его рождения очень ожидают, его любят.

А теперь остановимся детальнее на том, какими возможностями владеет младенец, почему может научиться после рождения.

Период новорожденности (первые 3-4 недели жизнь)

Первый крик при появлении ребенка на мир свидетельствует о том, что маленький человек сможет научиться хорошо говорить. Присматривая за этим крошечным созданием, разговаривайте, ведите «беседы» с ним, будто малыш хорошо вас понимает, относитесь к нему как к заинтересованному собеседнику, партнеру по общению, невзирая на то, что со стороны малыша общение отсутствует.

Будьте уверены, ребенок вас слышит и пытается понять. Убаюкивая на руках и в кроватке, запойте ему колыбельную песенку.

2,5-3 месяца

Увеличивается длительность неспания. На этом этапе очень большую роль в развитии ребенка играет формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций. Складывается так называемая ситуативно-деловая форма общения.

Как же должна общаться мама с младенцем на этом этапе его развития?

В моменты неспания организуйте занятие по самых простых игрушках - погремушках, колокольчиках, бубенчиках, длительностью 1-3 мин.

На этом возрастном этапе ребенок начинает произносить первые в своей жизни звуки. Появление их обрадует родителей, поскольку они являются подготовительным этапом дальнейшего освоения звуков родного языка. Продолжайте учить малыша прислушиваться к своему и чужому языку, поворачивать головку на звук. Для этого нежно и нараспев разговаривайте с ним, используя ласковый и веселый тон.

3-6 месяцев жизни

На этом этапе родителям стоит заметить: языковые реакции становятся для ребенка средством эмоционального общения (коммуникации). Сделайте общение с ребенком обоюдным, таким, которое носит двусторонний характер.

Учите малыша подражать вашему языку. Произносите те звуки, которые малыш уже освоил, чтобы ребенок смог повторить их снова и снова. Необходимо, чтобы он видела ваше лицо, вашу мимику и артикуляцию, то есть следил за движениями губ и смотрел на рот.

Например, говорите один и тот же состав: «Ба-ба-ба-ба», медленно, не торопясь, напевное, чтобы ребенок смог его услышать и воссоздать. Ваше одобрение и позитивное настроение будут способствовать быстрейшей учебе малыша.

В 4 месяца ребенок длилось и активно гулить, до 5 месяцев у нее появляется напевное гуленние с разной интонацией.

До 5-6 месяцев малыш произносит согласные звуки: п, бы д, м, н, ль и др... В его языке появляются первые составы: па, ба, ма - лепет.

6-9 месяцев

Он уже так много чего может, ваш малыш! В возрасте от 6 до 9 месяцев ребенок уже осознает язык взрослого. Изменяется поведение малыша и его общение (на слово «до свидания» крошка помашет ручкой вам в ответ на ваш жест, выполнит по просьбе взрослого необходимые действия: «дай», «возьми», «покажи», «пей» и др.)

Теперь свои действия по игрушкам, общение с взрослыми и другими детьми малыш постоянно сопровождает лепетом.

На этом этапе языковые навыки малыша должны продолжать рост вместе с ним. Следите за тем, чтобы лепет ребенка не угасал, а плавно перерастал в новые слова, к которым добавлялись бы новые составы, сочетания гласных и согласных звуков, которые ребенок раньше не произносил.

Пусть малыш чаще слышит от вас вопрос «где»?, а в поисках объекта участвует вместе с вами (например, у вас на руках) - так у него будет накапливаться пассивный словарь, необходимый для дальнейшего становления языка ребенка и ее психического развития.

9-12 месяцев

Этот период связан с тем, что ребенок начинает самостоятельно стоять, а потом и ходить. С 9, 10 до 12 месяцев малыш овладевает навыком языкового наследования, в ответ на ваш язык произносит составы и простые слова, которые не говорил раньше.

Это значит, что взрослый, а особенно мать, которая постоянно общается с ребенком, может учить его повторять за собой первые простые слова, которые состоят из одного-двух прямых слогов. Например, можно показать ребенку куклу и попросить ее повторить за вами: «ля-ля», «топ-топ».

Чем более эмоционально и чаще вы повторяете желательные слова, сопровождая их показом и действием, тем малыш быстрее их запомнит. Читайте малышу стихи, первые сказки, пойте песенки и считалки.

Младенчество – самый добрый, чистый и прекрасный период в человеческой жизни. Первый взгляд нового человека, самая первая улыбка, прикосновение мамы. Все это, на самом деле, каждый из нас хранит в себе, как величайшую драгоценность. С самого первого своего момента на Земле, маленький человечек начинает постигать великую науку общения.

Когда в семье появляется малыш, первым делом молодая мать учится взаимодействовать с этим «инопланетянином». А ребенок старается научить своих близких понимать его сигналы. Однако, наступает момент, когда простых знаков в виде плача и кряхтения становится недостаточно и наступает новый период у младенца, когда он начинает активно учиться не только демонстрировать свои требования, но и понимать родных, прежде всего, маму. О том, как разговаривать с новорожденным ребенком, чтобы развивать его мы поговорим в этой статье.

В конце статьи вы можете скачать упражнения пестовальной гимнастики для малыша от 6 недель и старше.

Общение с младенцем

Известно, что ребенок с момента рождения ориентируется на запах и прикосновения. Это самые первые шаги в постижении новой и очень необходимой науки. Через прикосновения мать передает своему ребенку ласку, тепло своих рук. Это дает крохе уверенность и чувство полной защищенности. Прикосновения, всевозможные поглаживания, положительно воздействуют на нервную систему грудничка и помогают ей развиваться. Находясь на руках у мамы, чувствуя ее теплые ладони и запах, напоминающий о еде, малыш испытывает удовольствие. Так начинают формироваться эмоции.

Чем чаще родители берут на руки своего ребенка, тем больше происходит взаимодействия на всех уровнях и малыш быстрее развивается. Кроме того, это формирует сильнейшую привязанность на всю дальнейшую жизнь, а само общение с младенцем приносит большую радость. Когда мама берет ручки грудничка в свои и делает массаж пальчиков, начинает формироваться моторика, если родители ласково говорят с малышом – стимулируется слух, а – зрение. И не важно, что малыш пока только наблюдает. Будьте уверены: он понимает вас хорошо.

Как правильно общаться с новорожденным ребенком?

Многие молодые родители часто не знают, как нужно взаимодействовать с младенцем. Все очень просто, нужно начать ласково разговаривать с малышом. Более благодарного и, как ни странно, понимающего слушателя вы не найдете. В этот момент ребенок начинает привыкать к речи, учится ее понимать. При обращении к маленькому человечку нужно обязательно называть его имя.

Ближе ко второму месяцу общение становится более ситуативно-деловым. В это время увеличивается период бодрствования. На данном этапе можно развлекать кроху игрушками – яркими, приятными простыми погремушками. В этом периоде малыш научится следовать за звуком, а также сосредотачиваться на ярком цвете игрушки. И, конечно же, необходимо и дальше разговаривать с ребенком.

Примерно с трех месяцев можно учить младенца подражать речи, а сам ребенок, начиная гулить, с удовольствием будет играться интонациями. Очень важно, чтобы в это время малыш видел ваше лицо, следил за артикуляцией и мимикой. Желательно, чтобы он учился повторять за вами звуки, а само общение было всегда обоюдным.

Очень важно все время общаться, и не важно о чем вы будете разговаривать с новорожденным, можно просто читать ему сказки, рассказывать небольшие стишки или же петь песенки.

Как известно, жизнь крохи полностью зависима от взрослых. Мама и другие родственники ухаживают за ребенком, помогают ему освоиться в этом мире и, конечно же, общаются.Чем более продолжительно и эмоционально окрашено общение, тем быстрее развивается нервная система малыша, тем скорее он начинает ходить и разговаривать, становится самостоятельным. Поэтому взаимодействие со взрослыми для грудничкового ребенка крайне полезно и необходимо.

Скачайте упражнения пестовальной гимнастики для малыша от 6 недель и старше

Вы хотите, чтобы ваш малыш был здоровым, активным и бодрым? Вы планируете принимать самую непосредственную роль в обучении крохи гимнастике? ​Скачайте практические упражнения из пестовальной гимнастики для малышей от 6 недель до 3 месяцев и подарите малышу здоровье с рождения!

«Через месяц, мой зайчик, мы переедем. Мы с твоим папой много думали и решили найти квартиру поближе к его работе. Так он сможет раньше возвращаться и больше времени проводить с нами…» Каждый ребенок, даже самый маленький, имеет право знать о важных событиях в семье, которые касаются его самого и его будущего. Более того, знать это ему необходимо, чтобы чувствовать себя уверенно и спокойно, благополучно расти и развиваться. Но как он поймет смысл наших слов, если сам еще не говорит? И до какой степени в общении с ним родителям стоит вдаваться в детали?

Не только о самом важном

Даже едва появившийся на свет младенец – тем не менее уже «существо говорящее». Этот парадокс объясняла во многих своих книгах выдающийся психоаналитик Франсуаза Дольто (Françoise Dolto)*. По ее убеждению, новорожденный «стремится насытиться речью не меньше, чем молоком матери» и буквально «впитывает в себя речь родителей». Мир он воспринимает при помощи зрения, осязания, обоняния, вкуса, тактильных ощущений, но только обращенное к нему слово другого человека дает ему возможность почувствовать себя частью мира людей и ощутить свое отличие.

Франсуаза Дольто приводит множество свидетельств того, как общение с младенцем (честное, без нарочитой «детскости») меняет детей – утихает боль, проходит сыпь, ребенок начинает лучше спать. Однажды к ней на консультацию пришла буквально изможденная женщина: ее новорожденный сын тревожно спал и постоянно просыпался ночью. Она рассказала психоаналитику о том, что у нее был еще ребенок, который умер совсем недавно, и младшего назвали тем же именем, что и брата. Франсуаза Дольто обратилась к мальчику. «Я сказала ему, что брат на него не сердится, что он дал ему свое имя и что его мама, даже когда он спит, знает, что он не умер»**. Когда мать с сыном вернулись домой, младенец проспал десять часов подряд.

Однако разговаривать с младенцем означает не только рассказывать ему о самом важном. Это значит также говорить с ним непринужденно и легко, обо всем на свете и ни о чем особенном – как с человеком, к кому мы просто испытываем теплые чувства. «В этом случае слово не «исцеляет», но развивает ребенка, – поясняет нейропсихолог Борис Цирюльник (Boris Cyrulnik). – Он сильнее ощущает эмоции, а они активизируют его память, работу разных отделов мозга».

Открыто и честно

Еще не владея словом, дети взаимодействуют с нами при помощи особого языка – языка своего тела. Родителям, которые привыкли общаться с помощью слов, не всегда просто понять то, что сообщает ребенок. Именно поэтому разговор с новорожденным так и остается (во всех смыслах) монологом взрослого. «Нужно говорить не ребенку, а с ребенком, – объясняет разницу психолог Ольга Варпаховская, руководитель проекта «Зеленая дверца». – Это значит вести с ним диалог, находить равновесие между чересчур подробным общением и мимолетным». Непросто приходится современным молодым матерям. «Советы родственников и друзей, книги и многочисленные сайты по популярной психологии порой внушают им страх сказать что-нибудь не так, – говорит Борис Цирюльник. – Некоторые женщины больше не считают себя вправе, например, заплакать или вспылить, так как боятся, что их негативный настрой травмирует ребенка. Им нужно перестать (чересчур) контролировать себя, но искать собственные слова, чтобы общаться с ребенком честно».

ГОВОРИТЬ НЕ РЕБЕНКУ, А С РЕБЕНКОМ, НЕ МАЛО И НЕ ЧЕРЕСЧУР ПОДРОБНО, НЕ СТАРАТЬСЯ СЕБЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ, НО ИСКАТЬ СВОИ СЛОВА…

Кратко и в настоящем времени

Сколько копий сломано вокруг baby talk, «детского» языка: не вреден ли он для ребенка, не задерживает ли его развитие? Нет, уверены наши эксперты, потому что он выполняет особую роль – в первый год жизни учит ребенка общаться. «Высокий тон голоса («Агу, агу!») привлекает внимание младенца, – рассказывает перинатальный психолог Галина Филиппова. – Шипящие и свистящие звуки («Ах ты мое солнышко!») напоминают звуки материнского дыхания, которые он слышал, находясь в ее утробе, и задают ритм, который помогает удерживать внимание на словах. Длинные паузы и повторы слогов («Ма-ма! Па-па! Ба-ба!») помогают выхватить из потока речи и запомнить короткую часть слова… Кроме того, обращаясь к ребенку, мы смотрим ему в глаза, улыбаемся, начинаем шевелить губами и широко раскрывать рот. Начиная с двух месяцев большинство детей способны имитировать наши движения – появляется гуление». Так мы показываем ребенку, что произносить слова легко и приятно, и незаметно учим его.

С ребенком важно говорить просто и о значимых для него вещах. «Знакомя с предметами, важно не утонуть в объяснениях, так как его интеллект пока не готов к тому, чтобы понимать длинные фразы, – продолжает Галина Филиппова. – Можно показать и назвать предмет, сказать, что он «делает». Психолог рекомендует использовать настоящее время, ведь «младенец не владеет понятиями прошлого и будущего: первое представление о времени появляется у него не раньше двух лет. Лучше использовать настоящее время и говорить короткими, в два-три слова, утвердительными предложениями, например: «Смотри, собачка!», а не «Ты видишь черно-белую собачку, которая гуляет с нашей соседкой?».

Все… или почти все

Общаться с ребенком честно означает, что иногда нам придется говорить о том, для чего непросто найти слова. «Для младенца еще не существует внешнего мира, но он прекрасно чувствует состояние матери, – рассказывает Галина Филиппова. – И оказывается в замешательстве, если она улыбается и ласкова с ним, но при этом напряжена и встревоженна». Ребенок вполне может решить, что родительская тревога связана с ним. Он начнет беспокоиться и чувствовать свою вину. Именно поэтому Франсуаза Дольто настаивала: если родители чем-то встревожены, об этом стоит сказать ребенку. Так поступила 27-летняя Ирина: «После рождения сына у меня началась депрессия: я почти не улыбалась, быстро уставала, у меня просто не было сил. И я рассказала об этом сыну. Я сказала ему, что это не его вина, но ему нужно немного потерпеть, пока я привыкаю к своей новой роли. Не знаю, понял ли он, но сама я почувствовала себя увереннее. Разговаривая с ним, я все яснее ощущала: все будет в порядке, я справлюсь».

Но не надо навязывать грудному ребенку роль исповедника и изливать ему душу по любому поводу. Достаточно говорить с ним о том, что непосредственно его касается. Будь то траур (Франсуаза Дольто говорила, что даже присутствие на похоронах кого-то из близких помогает младенцу почувствовать себя «неотделимой частью семьи»), переезд или развод родителей – все эти события нужно ему объяснить.

Голос отца

«Я разговаривал с дочкой с того самого дня, когда жена сказала мне, что беременна, – вспоминает 34-летний Дмитрий. – Произносил что-то вроде: «Привет, малыш, я твой папа. Вот подрастешь, и мы увидимся!» Я чувствовал какое-то особое, незнакомое прежде волнение и одновременно – свою ответственность». «Известно, что в утробе матери младенцы лучше слышат мужские голоса, – отмечает Ольга Варпаховская. – И после рождения ребенка прекрасно убаюкивают слова отца, его (уже знакомый) голос». Именно женщине стоит позаботиться о том, чтобы ее партнер не оставался в стороне от общения с ребенком. На этом настаивает и Борис Цирюльник: «Когда мать говорит «мой ребенок», это должно означать «ребенок, произведенный мною на свет вместе с человеком, которого я люблю». Нельзя сказать «мой ребенок», как дети говорят «моя кукла». Очень важно воспринимать его как создание своей любви, а не как объект собственности». Когда мужа нет рядом, 32-летняя Татьяна говорит о нем со своим трехмесячным сыном: «Тебе нравится купаться? Твой папа тоже очень любит плавать!» Эти слова могут показаться бессмысленными, но они помогают поддерживать образ отца – ведь он так часто бывает в командировках.

Если не получается

ГЛАВНОЕ НЕ В ТОМ, ЧТОБЫ ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА, НО В ТОМ, ЧТОБЫ ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ ПО-НАСТОЯЩЕМУ.

Но как быть родителям, если ничто не идет на ум и приходится вымучивать каждое слово? «Я знала, что разговаривать с детьми «надо», и заставляла себя это делать, – признается 30-летняя Наташа, мать годовалых близнецов. – Но ничего «естественного», к сожалению, в этом не было».

«Такие трудности часто испытывают те матери, с которыми разговаривали не так много, когда они сами были детьми, – поясняет Галина Филиппова. – Но не нужно тревожиться: если вам трудно говорить с новорожденным, это не значит, что вы не сможете с ним общаться». Нежный взгляд или ласка порой бывают красноречивее любых слов. «И совершенно нет необходимости непрерывно твердить ребенку «я тебя люблю», – добавляет Борис Цирюльник. – Чтобы младенец почувствовал нашу любовь, не обязательно ее формулировать».

Когда трудно найти верные слова, можно и позаимствовать чужие. Песенки, считалки, книжки – «их можно напевать, читать и рассматривать вместе, – советует нейропсихолог. – В такие моменты мы существуем с ребенком буквально на одной волне, его обволакивают модуляции нашего голоса. А известно, что примерно 70% мозга грудничка настроены на восприятие ритма». Именно так Наташа стала общаться со своими детьми: «Я почувствовала себя увереннее, когда нашла «свою» интонацию, нечто среднее между словами и пением. Я стала сочинять для них песенки на мотивы, которые сама помнила с детства».

Каждый родитель может выбрать свой собственный способ общения с ребенком. И если оно приносит искреннюю радость обоим, значит, на вопрос «как?» ими был уже найден лучший ответ.

* Ф. Дольто «На стороне ребенка» (Рама Паблишинг, 2010); «Собрание трудов Франсуазы Дольто в 2 томах». Т. 2. «Психоанализ и воспитание» (ERGO, 2006).

** F. Dolto «Les Étapes majeures de l’enfance» (Gallimard, 1998).

Двигаясь к независимости

«Сейчас покушаем и пойдем спать», «Нам пора купаться!» – в первые месяцы воспринимая младенца все еще как продолжение себя, многие матери непроизвольно употребляют это общее «мы». «С материнских слов для ребенка начинается познание мира и познание себя, – рассказывает перинатальный психолог Галина Филиппова. – Мать становится для него зеркалом, которое не только отражает, но и поясняет то, что с ним происходит, называет его желания, успокаивает». Так появляется то, что психолог Эрик Эриксон (Erik Erikson) называл «базовым доверием к миру» – вера в то, что мир, в котором мы живем, – в целом хорошее и надежное место. Такое чувство Эриксон считал главным результатом психического развития ребенка в первый год жизни. Однако через некоторое время «слитное» общение начнет уже сдерживать развитие ребенка: в свои 11–13 месяцев он начинает делать первые самостоятельные шаги, и родителям важно поддержать это его движение к независимости. В этот момент из речи взрослых (в идеале) уходит «мы», и начинают развиваться новые отношения – «я» и «ты».