Антисоциальные и криминальные молодежные группы. Криминальная субкультура молодежи Тест асоциальные и криминальные молодежные группы

Конспект урока.

Тема урока: «Антисоциальные и криминальные молодежные группы».

Название курса: Обществознание.

Название учебника: Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень. – М.: Просвещение, 2011.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма урока: лабораторное занятие.

Цель урока: способствовать формированию у обучающихся знаний и умений по теме «Антисоциальные и криминальные молодежные группы».

1. Образовательные.

Дети должны знать:

Понятия: группа, асоциальные и антисоциальные молодежные группы, неформальные группы, криминогенные группы, конформность, субкультура, антисоциальная субкультура, антисоциальные нормы, «дедовщина»;

Отличия неформальной группы от ученической;

Типы неформальных молодежных групп;

Проявления антисоциальной субкультуры;

Феномен круговой поруки;

Особенности «дедовщины»;

Специфику криминальных групп.

2. Развивающие.

Дети должны уметь:

1- работать с фактами;

2- работать с документами;

3- описывать, объяснять, анализировать и работать с версиями;

4- применять знания и умения в социальной среде.

3. Воспитательные.

Дети должны понимать ценность:

1- чувства патриотизма;

2- требовательного отношения к себе;

3- уважительного отношения к одноклассникам;

4- интереса к предмету «Обществознание»;

5- добросовестного отношения к труду.

Внутрикурсовые связи: Обществознание. Учебник для 6 класса. Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. § 7. Человек в группе

Обществознание. Учебник для 8 класса.
Боголюбов Л.Н. и др. § 26 Отклоняющееся поведение.

Межкурсовые связи: История России, XIX век. Учебник для 8 класса. Данилов А.А., Косулина Л.Г. § 20. Крестьянская реформа 1861 г.

Средства обучения: учебник «Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень», ПК, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями.

Ход урока.

Этапы, УВЗ, УВМ, время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный. 2-3 мин. Психологическая задача: обеспечить нормальную обстановку для работы на уроке; психологически подготовить детей к общению.

1. Приветствие.

2. Определение отсутствующих.

3. Проверка готовности к уроку.

4. Организация внимания.

1. Приветствие.

2. Подготовка к уроку.

2. Этап подготовки к усвоению новых знаний. 2-3 мин.

1. Познакомить с темой нового материала;

2. сформулировать цели предстоящей работы.

Учитель объявляет тему урока.

Учитель вместе с учениками ставит цель урока.

1.Неформальные молодежные группы.

3.Антисоциальная субкультура.

4. Криминальные группы.

Знакомство с темой. Формулировка целей и задач урока

3.Этап усвоения новых знаний. 25 мин.

1. Дать обучающимся конкретные представления по теме;

2. добиться восприятия нового материала;

3. сформулировать нравственное отношение по теме.

1. Неформальные молодежные группы.

Учитель: «Ребята, давайте вспомним понятие «группа» и для чего мы объединяемся в них?

А знаете ли вы, что такое неформальные группы? Давайте прочитаем пункт в учебнике и попробуем сформулировать понятие. Какие три типа социальной направленности неформальных групп выделяют?

2.Криминализация в асоциальных группах.

Учитель: «Посмотрите на слайд презентации и ответьте на вопрос: Какие существуют пути криминализации подростковых и молодежных групп? Сформулируйте определение криминогенной группы. Что такое конформное поведение? Прочитайте выражение Аристотеля. Как вы думаете, что он хотел до нас донести?»

3.Антисоциальная субкультура.

Учитель: «Давайте подумаем, а что такое антисоциальная субкультура? В чем она может проявляться? При изучении истории 19 века, а именно параграф отмены крепостного права, мы встречались с термином круговой поруки. Как вы думаете, а существует ли она в группах? И так же ли она проявляется? Все мы неоднократно слышали слово «дедовщина». А что это такое?

4. Криминальные группы.

Учитель: «Как вы думаете, а что такое криминальные группы? Чем они характеризуются? Давайте вспомним определение преступление. Прочитайте фрагмент из книги современного российского социального психолога И. П. Башкатова. Каковы взгляды автора на возможную направленность самовозникающих подростковых групп? Какие примеры антисоциальных действий содержатся в приведенном фрагменте? Какой можно назвать описанную в тексте группу? Аргументируйте свой ответ, опираясь на материал параграфа.»

УВМ1. Группа - объединение людей, имеющих общие признаки, основанная на их участии в деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Наиболее частыми причинами, которые заставляют людей объединяться в группы, являются следующие потребности: достижение каких-либо целей, усиление власти, обеспечение безопасности, общение, самоуважение, получение определенного статуса и т. д.
Объединяясь в группы, люди чувствуют себя сильнее и увереннее в решении различных проблем. Объединение людей в группы может также увеличивать власть ее членов: то, чего трудно добиться одному, вместе добиться намного проще.

Неформальная группа - спонтанно возникшая группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. Причины вступления - чувство принадлежности, помощь, защита, общение и т.д. Просоциальные, асоциальные и антисоциальные.

УВМ2. Влияние опытных преступников и без непосредственного влияния опытных преступников. Асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают преступления, называют криминогенными группами. Конформное поведение – это ситуативное поведение индивида в условиях конкретного группового давления (влияния). Аристотель хотел сказать, что друзьями могут стать только те, у кого есть общие интересы, взгляды.

Под антисоциальной субкультурой понимают различные проявления преступного образа жизни. Проявляется антисоциальная субкультура в языке (жаргоне), татуировках, мимике, жестах, кличках, клятвах, а также в четкой статусно-ролевой дифференциации.
Да, существует. Она предполагает взаимное укрывательство, выручку в неблаговидных делах. Под «дедовщиной» понимается система неформальных правил вхождения в новое сообщество, определения статуса, прав и обязанностей, движения от сверхобязанностей к сверхправам.

УВМ4. Криминальные группы отличаются от других социальных групп целями, спецификой групповых процессов, особой общественной опасностью. Они характеризуются четкой ориентацией на преступное поведение. Преступление- это действия, которые содержат состав преступления и признаны таковыми в судебной порядке.

Стихийные, самовозникающие группы подростков могут придерживаться как социально позитивной, социально нейтральной, так и асоциальной направленности.

Кража, унизительное поручение, эксцессы и правонарушения, незаконные действия. Криминальная группа.

4. Этап закрепления. 7-10 мин.

УВЗ- закрепить в памяти учащихся новые знания, способствовать их осмысления, выработать необходимые умения.

1. Карточки с заданиями по вариантам (Приложение 1).

2. Написать синквейн.

УВМ1. Вариант 1. 1 т.з. : все зависит от вида деятельности, ради которого подростки объединяются. Возможно, переориентация может быть.

2 т.з.: в основном к асоциальной активности принуждают психологически. Отсюда можно с уверенностью сказать, что общество может повлиять на мнение подростка, необходимо только найти нужный подход.

Вариант 2. 1.Чем дольше существует группа, тем более корыстные преступления совершаются; часть преступлений совершается несовершеннолетними; чаще всего совершаются грабеж, разбойное нападение, кражи, хулиганство. 2.Преступления несовершеннолетних носят сложный характер. В основном совершаются преступления средней тяжести.

1. группа
2. формальная и неформальная
3. объединяет, заставляет, принуждает
4. объединение людей, имеющих общие признаки
5. сообщество

5. Этап информирования о домашнем задании. 1-1.5 мин.

УВЗ- сообщить о домашнем задании, провести инструктаж, заинтересовать в домашнем задании.

1 часть: §38.

2 часть: ответить на вопросы из рубрики «Подумайте, обсудите, сделайте»: 1 вариант – 1,2, 2 вариант – 3,5.

3 часть*: В Швеции давно прекращен выпуск игрушечного оружия - пистолетов, автоматов, танков и т. п. Средства массовой информации в связи с этим заявляли: «Играть в войну - значит учиться решать все разногласия с помощью насилия». Привлекая свой личный социальный опыт и знания курса, сформулируйте и обоснуйте собственное мнение по поводу подобной инициативы.

Внимательно слушать учителя.

Записать правильно домашнее задание. Задать вопросы учителю.

Приложение 1.

Вариант 1.

В литературе высказывается мнение о том, что усиление познавательного интереса, вовлечение подростков в разные виды деятельности может препятствовать установлению привычек асоциального поведения и далее переориентации асоциальных групп, не успевших перерасти в криминаль­ные группы. Однако есть исследователи, которые это мне­ние не разделяют. Они считают склонность к асоциальной активности проявлением индивидуальных свойств отдель­ных людей, на которые общество не может повлиять. Оце­ните эти две точки зрения: какая из них соответствует гу­манистическому подходу к человеку и его возможностям? Свое мнение обоснуйте.

Вариант 2.

Большая часть преступлений совершается несовершен­нолетними именно в группах. Чаще всего группой соверша­ются такие преступления, как грабежи, разбойные нападе­ния, кражи, хулиганство (от 80 до 90%). При этом в составе наиболее устойчивых и длительно существующих групп совершаются корыстные преступления, а также пре­ступления в виде общественно опасных действий. Сделайте все возможные выводы из этих данных. Охарактеризуйте на их основе преступность несовершеннолетних.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ГРУППЫ

Многие подростки и юноши по разным причинам не могут удовлетворить имеющиеся у них интересы и потребности в ученических группах. Они охотно вступают в неформальные группы, существующие вне школы. Одни ищут в такой группе поддержки и участия, другие пытаются самоутвердиться, третьим не хватает эмоциональной сопричастности, слитности с группой, четвертым важно командовать, властвовать над другими, пятых приводят в неформальную группу неудачи в учебе, конфликтные отношения с одноклассниками, учителями и родителями. Отечественный педагог С. Т. Шацкий (1878-1934 гг.), описывая объединения «уличных мальчишек», говорил, что эти объединения «хороши тем, что они свободны, подвижны, находятся в близком соприкосновении с жизнью и разнообразны». Такие группы предоставляют молодым людям возможность быть вместе, общаться, принадлежать к объединению, где им гарантирована психологическая, моральная, физическая защита.

Неформальные группы, возникающие вне школы, отличаются от ученических групп склонностью к самоизоляции, крайнему обособлению от взрослых, прежде всего от родителей и учителей.
По характеру социальной направленности выделяют три типа неформальных молодежных групп:
1) просоциальные, или социально положительные;
2) асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем, замкнутые в системе узкогрупповых ценностей;
3) антисоциальные, или социально отрицательные, преступные, группы.


Примером просоциальных групп являются самодеятельные неформальные группы молодежи, которые имеют социально значимые цели, задачи, программу действия, например экологические, культурологические, охранно-исторические, спортивные объединения, группы социальной поддержки (например, инвалидов), клубы знатоков типа «Что? Где? Когда?» и др.
Второй тип групп представляют неформальные молодежные объединения , где объединяющим стержнем являются своеобразный образ жизни, собственные нормы. Такие объединения строятся на отрицании общепринятой морали, противопоставлении ей групповых ценностей. К примеру, панки допускают циничное отношение к девушкам, пренебрежительное отношение к закону, снижение ценности собственной жизни; рокеры во время групповых ночных выездов на мотоциклах нарушают не только покой спящих граждан, но и правила дорожного движения; спортивные фанаты нередко готовы вступить в драку с болельщиками другой команды. В асоциальные дворовые группы собираются часто «трудные», находящиеся в изоляции от семьи и школы подростки и юноши. Некоторые из них объединяются после ухода из дома в группы бродяг и попрошаек .
Изолированность асоциальных групп, их собственные узкогрупповые ценности создают серьезные предпосылки для криминализации молодых людей и их перехода в антисоциальные группы.

КРИМИНАЛИЗАЦИЯ В АСОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ

Асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают преступления, называют криминогенными группами .
Члены криминогенных групп, в отличие от преступных, не имеют четкой ориентации на совершение преступлений, но нередко совершают их в проблемных, конфликтных ситуациях или при благоприятных для этого условиях.
Во всех неформальных подростковых группах достаточно четко прослеживаются лидерские процессы. Авторитет лидера держится на уважении к опытности, «бывалости», волевых качествах, а зачастую и физической силе. Изолированные от внешнего мира группы с узкогрупповыми ценностями легко подвержены негативному влиянию лидеров из числа бывших преступников. Они увлекают ложной романтикой преступного мира, чувством вседозволенности и легкого отношения к моральным ценностям, закону, жизни.
Влияние опытных преступников является одним из путей криминализации подростковых и молодежных групп.
Другой путь - без непосредственного влияния опытных преступников, вследствие внутренних социально-психологических механизмов и закономерностей развития группы. Рассмотрим некоторые из них.
В первую очередь отметим, что условия неформальной молодежной группы усиливают проявление конформности. Чем с большей готовностью члены группы отдают себя в ее распоряжение и чем большее удовлетворение приносит им их единение с другими, тем выраженнее становится конформное поведение. (Вспомните, что это такое и в связи с какими явлениями групповой активности вы его изучали.) Помимо этого, в группе действует еще один механизм влияния - социальное «заражение», проявляющееся как подпитываемое окружающими возбуждение, утрата сдерживающих механизмов. Трудно представить себе любителя рок-музыки, который кричит в одиночку во время концерта для небольшого количества зрителей, но никого не удивит орущая группа на гала-концерте. Путем социального «заражения» группы усиливают и агрессивные склонности отдельных людей, приводят в действие механизмы деиндивидуализации - утраты человеком собственного «я». Так, например, один из рокеров заявляет: «Мы не люди, мы звери на мотоциклах. Мы любим быструю езду и девочек. Больше ничего».
Различение «мы» - «они», о котором мы говорили как об одном из важных признаков группы, в криминогенных группах начинает заменяться противопоставлением «свои»- «чужие». Если ты «свой», то во всем должен походить на «своих»: в одежде, стиле поведения, нравственных принципах. Подражание (а это тоже результат группового влияния) в молодежных группах нередко принимает характер эпидемии. Это заметно, к примеру, в увлечении эстрадной музыкой, дискотеками, групповой символикой, музыкальном, спортивном фанатизме.
Из различных фильмов, а может, и из собственного опыта вам известны группы школьников, систематически досаждающие своим более слабым соученикам. В Скандинавских странах таким группам присвоено особое название - «стаи». Феномен «стаи» - заметное явление в неформальных молодежных группах. «Стая» полностью подчиняется вожаку , доверяет его мнению. В «стае» подросток легко идет на правонарушение и даже преступление, о чем свидетельствуют факты группового вандализма, хулиганств и других преступлений. Отмечают, что преступления в «стае» совершаются с особым цинизмом. Включается механизм состязательности: кто изобретет более изощренные методы издевательства над жертвой. Это явление в криминологии называют групповым затмением сознания или групповым «ослеплением».
От конформности в первую очередь страдают более культурные и интеллектуально развитые молодые люди. Чем ниже интеллектуальный уровень неформального сообщества, тем более нетерпимы его члены к индивидуальным различиям. Безнравственные молодые люди стремятся понизить нравственность других в группе до своего уровня. Чем ниже культура подростков и юношей, тем быстрее они сбиваются в «стаю», тем сильнее у них проявляется конформность, тем они агрессивнее относятся к непохожим на себя.

Действие социально-психологических механизмов криминализации усугубляет алкоголь, приводящий к снятию социального контроля, «выключению» осознаваемых регуляторов поведения. Кроме того, возникает дополнительный мотив преступных действий, заключающийся в поисках средств на приобретение спиртного. Таким образом, приобщение к алкоголю заметно повышает криминогенную опасность подростковых и юношеских групп . Более 80% преступлений в нашей стране совершается молодыми людьми в нетрезвом состоянии. А среди осужденных за агрессивные преступления процент совершивших их в нетрезвом состоянии достигает 90%.

АНТИСОЦИАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА

Термин «антисоциальная субкультура», как правило, употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле под ним понимают все социально-психологические характеристики поведения, противоречащего социальным нормам. В более узком смысле под антисоциальной субкультурой понимают различные проявления преступного образа жизни. К ним относится скрытый, тайный характер; оппозиция существующим в обществе нормам; неприятие социально полезных целей деятельности; наличие аморальных, противоправных групповых норм и санкций. Проявляется антисоциальная субкультура в языке (жаргоне), татуировках, мимике, жестах, кличках, клятвах, а также в четкой статусно-ролевой дифференциации .
Антисоциальные нормы направлены на выделение вожаков и их превосходства, а также на формирование извращенного понимания принципов нравственности, нравственных понятий. Смелость искаженно понимается как риск и бравада, требовательность - как придирчивость, дружба и товарищество - как укрывательство и недоносительство, сострадание - как признак слабости, недостойный настоящего мужчины. Человек перестает быть высшей ценностью, становится средством. Труд перестает быть единственным источником достижения благосостояния и критерием оценки личности. Другие источники и способы приобретения всяческих благ перестают восприниматься как незаконные и безнравственные. Общечеловеческие ценности заменяются ценностями преступного мира, где жизнь - «копейка», труд не котируется, статус зависит не от уровня образования и знаний, а от соблюдения правил и законов антисоциальной группы.
Особый феномен антисоциальной субкультуры - круговая порука, предполагающая взаимное укрывательство, выручку в неблаговидных делах. Самым большим «проступком» считается честное признание и выдача соучастников на суде или в комиссии по делам несовершеннолетних, нежелание взять всю вину на себя и выгородить вожака. Совершившие такой «проступок» подвергаются унижениям и нередко становятся объектом насилия. Под воздействием круговой поруки несовершеннолетние правонарушители и молодежь зачастую демонстрируют «несгибаемость» на суде, чем пользуются более опытные преступники, уходя от ответственности.
Антисоциальная субкультура имеет свою материальную основу в виде «общего котла». «Общий котел» был широко распространен в дореволюционных царских тюрьмах, с его помощью заключенные сообща питались, распределяли между собой вещи. В современных условиях на основе «общего котла» происходит сплочение правонарушителей. Стремление группы пополнить «общий котел» толкает ее на правонарушения, вымогательства и поборы с людей, не входящих в данную группу. Принципы распределения из «общего котла» отражают права на материальные блага в соответствии с занимаемым в группе статусом.
Один из элементов отношений в антисоциальной субкультуре - постановка должника на «счетчик». «Счетчик» включается, когда «должник» имеет фактический или мнимый долг, который не может отдать. Отдавая «долг», он выключает «счетчик». Фактический долг создается «в открытую», путем одалживания определенной суммы денег или какой-то вещи, и «втемную», путем угощения алкогольными напитками, наркотиком, сигаретой, деликатесами и т. д. Например, кредитор угощал подростка на дискотеке сигаретами, а через несколько дней объявил: «Верни долг за сигареты». При этом размер долга он определил из своих соображений, а не на основе реальной цены сигарет. «Если сегодня не отдашь, я включаю «счетчик». Завтра отдашь двойную сумму. И каждый просроченный день сумма будет удваиваться». Так должник попадает в зависимость. Мнимый долг возникает при внутригрупповых поборах. Например, высокостатусный член группы может обложить «алкогольным», «праздничным», «дискотечным» налогом низкостатусных. Если кто-то не заплатил, на него включается «счетчик». При расправах с теми, кто не заплатил по «счетчику», подростки и юноши часто бывают более изобретательны, чем взрослые преступники.
В антисоциальной субкультуре новички всегда воспринимаются как «чужие». «Своими» они становятся по прошествии испытательного срока . Система отношений к новичкам в антисоциальной субкультуре называется «дедовщиной».
Под «дедовщиной» понимается система неформальных правил вхождения в новое сообщество, определения статуса, прав и обязанностей, движения от сверхобязанностей к сверхправам. Законодатели этих норм - старожилы, или «деды». Отсюда и название данного явления.
История «дедовщины» уходит во времена Петра I, когда по воинскому уставу к каждому новобранцу прикреплялся опытный старослужащий наставник - «дядька». На него возлагалась ответственность за подготовку новобранца к бою. За это новобранец должен был обслуживать «дядьку» - чистить его оружие, стирать обмундирование.
Со временем «дедовщина» приняла негативную окраску. Ее признаки заметны в описаниях казарм царских военных училищ, кадетских корпусов. Она обнаружила себя в особой форме группового давления на новичка везде, где имелась закрытая или полузакрытая общность людей, был казарменный тип проживания: в интернатах, спецучреждениях для несовершеннолетних преступников, армейских подразделениях. В любой закрытой или полузакрытой группе «дедовщина» является серьезной проблемой.
В некоторых военных академиях США «дедовщина» фактически узаконена - кадеты младших курсов обязаны безоговорочно выполнять любые приказы старшекурсников. В современной российской армии она порой принимает изощренные формы и превращается в жестокое попрание прав человека. В армии «дедовщина» сводится к неформальной иерархии военнослужащих в зависимости от срока службы, с соответствующим набором прав и обязанностей для каждой категории. Психологической основой «дедовщины» является разностатусное положение в группе «новичков» и «дедов».
В докладе международной организации Human Rights Watch о положении дел в российской армии, опубликованном в 2004 г., приводятся слова одного из «дедов»: «Когда мы прибыли сюда в качестве новобранцев, никто нас не жалел, мы были рабами для дедов, нас били больше, чем сегодняшних новичков... И мы не жаловались, мы не убегали, мы потом подружились с дедами. Теперь наша очередь». Действует правило: «Я обращаюсь с ближним так, как обращались со мной». Унижая новичков, «деды» изживают прошлое собственное унижение.
«Дедовщина» противоречит российским и международным законам. Многие факты ее проявления становятся предметом рассмотрения в суде. Меры по борьбе с ее проявлениями принимаются органами военного управления, командирами частей, военной прокуратурой РФ. Организовываются телефоны доверия, консультационные пункты, проверки воинских частей, налаживается взаимодействие с общественными организациями.


КРИМИНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Среди носителей антисоциальной субкультуры особой опасностью отличаются криминальные группы . Криминальные группы отличаются от других социальных групп целями, спецификой групповых процессов, особой общественной опасностью. Они характеризуются четкой ориентацией на преступное поведение. Их отличают противоправные нормы и подготовленное, организованное совершение преступлений. Поэтому такие группы называют еще и преступными группами.
Преступление как юридический факт - это действия, которые содержат состав преступления и признаны таковыми в судебной порядке. Преступность и преступление как проявления отклоняющегося поведения вы еще будете изучать в курсе 11 класса . Сейчас мы касаемся преступления только в свете деятельности преступных групп и обращаем внимание на социально-психологические аспекты этого явления. С точки зрения психологии преступление - это факт, который характеризуется чувством вины, ответственности независимо от того, дана ли этому событию юридическая оценка. В этом смысле говорить о преступлении можно с позиций русского писателя Ф. М. Достоевского (1821-1881 гг.) и его известного произведения: преступление - это конфликтный способ удовлетворения потребностей, достижения целей .
Возникновение преступной группы можно отчасти рассматривать как явление стихийное. Преступные группы образуют, как правило, люди без определенных занятий, которые нигде не работают и не учатся: хулиганы, насильники, воры, наркоманы, бродяги, которые совершают различные преступления с целью удовлетворения личных интересов и потребностей.
Постепенно преступная группа переходит к более сложным организованным группам и наиболее опасной форме соучастия - преступным сообществам, основными признаками которых являются сплоченность и целевая установка на совершение особо тяжких преступлений, наличие сложных организационно-иерархических связей с тщательной конспирацией, системой защитных мер, внутренней контрразведкой, охранниками, боевиками и т. д. Организованные преступные группы имеют коллегиальный орган руководства, информационную базу, устав в виде перечня неформальных норм, традиций, законов, санкций.
Исследователи преступных групп выделяют в их структуре «внутренний круг», состоящий из ядра, куда входят главарь-лидер и его ближайшие помощники, а также «внешнее кольцо», состоящее из рядовых членов, или «попутчиков». В группах всегда имеет место жесткая зависимость членов друг от друга. Руководят преступными группами лидеры ярко выраженного авторитарного склада, стремящиеся подавить всех остальных членов. Своим стилем лидерства они превращают других членов группы в марионеток, лишая их права на выбор, на инакомыслие, а нередко и права выхода из группы. Очевидна роль лидера как своеобразного «детонатора», запускающего весь механизм формирования преступной группы. Он определяет ее «специализацию», масштабы преступной деятельности, характер внутригрупповых отношений.
Взрослые, нередко ранее судимые лидеры, вовлекают подростков и юношей в деятельность преступных групп. Ими используются самые разнообразные, иногда весьма ухищренные способы: «выгодные» корыстные предложения, «товарищеские» просьбы и обязательства, льстивые уговоры, советы; постепенное приобщение подростков и юношей к совместным выпивкам, а иногда и к развратным действиям. Могут применяться шантаж, угрозы, обман, а также избиения и истязания.
Чем сложнее преступление, тем дольше оно готовится. Планы преступлений разрабатываются заранее, распределяются роли, подводятся итоги. При совершении преступлений этими группами нередко применяется оружие.
Преступные сообщества трудно обнаружить, так как они способны маскироваться, предпринимать попытки легализации в различных сферах предпринимательства, внедряться в государственные структуры, разрабатывать системы защитных мер.
По данным современных исследователей В. М. Быкова и Л. Н. Иванова (Право и политика.- 2001.- № 1), каждое третье уголовное дело содержит признаки совершения преступления организованной преступной группой.
Разоблачение и последующий приговор суда или решение комиссии по делам несовершеннолетних пресекают преступную деятельность той или иной криминальной группы, но, как правило, не искореняют криминогенную направленность ее членов, а нередко усиливают их склонность к противоправному агрессивному поведению.

1. Почему к выбору группы, участником которой вы собираетесь стать и которая будет оказывать на вас влияние, следует подходить мудро и осознанно?
2. С помощью убедительных аргументов подтвердите или опровергните утверждение одного из представителей юридической психологии : «Предоставленные самим себе группы подростков - самый надежный прогностический параметр роста преступности».
3. Замечено, что, когда соседями оказываются два пятнадцатилетних подростка, способные к правонарушениям, они сходятся и творят больше бед, чем каждый мог бы натворить в отдельности. Объясните, почему это происходит.
4. В Швеции давно прекращен выпуск игрушечного оружия - пистолетов, автоматов, танков и т. п. Средства массовой информации в связи с этим заявляли: «Играть в войну - значит учиться решать все разногласия с помощью насилия». Привлекая свой личный социальный опыт и знания курса, сформулируйте и обоснуйте собственное мнение по поводу подобной инициативы.
5. Выскажите и аргументируйте свое отношение к утверждению одного из исследователей: «Убийство человека в будущем будет считаться таким же отвратительным деянием, каким сегодня считается каннибализм ».

Поработайте с источником

Приводится фрагмент из книги современного российского социального психолога И. П. Башкатова, долгое время изучавшего асоциальные и криминальные группы подростков и молодежи.

<...> Стихийные, самовозникающие группы подростков могут придерживаться как социально позитивной, социально нейтральной, так и асоциальной направленности. Все будет зависеть от лидера, степени его социальной и педагогической запущенности, от его взглядов на жизнь, от строящихся взаимоотношений с членами группы и педагогами. Кроме лидера, в группе выделяются лица, занимающие вторые и третьи места. Распределяются они по степени авторитетности . И если вторых и третьих номеров в группе может быть несколько, то лидер только один. Эту стратификацию ролей и позиций никто не производит. Зависит она от индивидуальных качеств подростка, с одной стороны, и социально-психологических особенностей группы, уровня ее развития - с другой. От этих причин зависит самоутверждение личности подростка в группе, которое выражается в том, что он стремится занять положение, обеспечивающее ему уважение, признание, помощь, поддержку. «Отверженность» отдельных членов группы носит стойкий характер. Они являются предметом насмешек, порой издевательств. В группе они чаще всего выступают в роли «шута», «козла отпущения» и находятся в постоянной зависимости от наиболее популярных членов. Лидеры могут использовать их в своих корыстных целях: заставляют украсть что-либо, выполнить унизительное поручение и т. д. Их отвержение происходит в силу их личных качеств, физической или психической неполноценности. При прямом или косвенном подстрекательстве лидеров «отверженные» могут провоцировать различные эксцессы и правонарушения, незаконные действия со стороны других лиц.

Шёл мой знакомый ночью домой. Зайдя в подворотню, он столкнулся с группой молодых людей, попросивших закурить. Знакомый сказал:"Не курю." и услышав в ответ:" Чё спортсмен что ли?" получил арматурой по голове и лишился денег и телефона. Итак, тема моей презентации " Антисоциальные и криминальные молодежные группы ". Выполнила: Есакова Настя. 10-б

Неформальные группы, возникающие вне школы, отличаются от ученических групп склонностью к самоизоляции, крайнему обособлению от взрослых, прежде всего от родителей и учителей.

По характеру социальной направленности выделяют три типа неформальных молодежных групп: 1) просоциальные, или социально положительные; 2) асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем, замкнутые в системе узкогрупповых ценностей; 3) антисоциальные, или социально отрицательные, преступные, группы.

Асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают преступления, называют криминогенными группами. Члены криминогенных групп, в отличие от преступных, не имеют четкой ориентации на совершение преступлений, но нередко совершают их в проблемных, конфликтных ситуациях или при благоприятных для этого условиях.

Антисоциальная субкультура Это - различные проявления преступного образа жизни. К ним относится скрытый, тайный характер; оппозиция существующим в обществе нормам; неприятие социально полезных целей деятельности; наличие аморальных, противоправных групповых норм и санкций. Проявляется антисоциальная субкультура в языке (жаргоне), татуировках, мимике, жестах, кличках, клятвах, а также в четкой с татусно-ролевой дифференциации.

Криминальные группы Криминальные группы отличаются от других социальных групп целями, особой общественной опасностью. Они характеризуются четкой ориентацией на преступное поведение. Их отличают противоправные нормы и подготовленное, организованное совершение преступлений. Поэтому такие группы называют еще и преступными группами.

Особый феномен антисоциальной субкультуры - круговая порука, предполагающая взаимное укрывательство, выручку в неблаговидных делах. Под воздействием круговой поруки несовершеннолетние правонарушители и молодежь зачастую демонстрируют «несгибаемость» на суде, чем пользуются более опытные преступники, уходя от ответственности.

В антисоциальной субкультуре новички всегда воспринимаются как «чужие». «Своими» они становятся по прошествии испытательного срока. Система отношений к новичкам в антисоциальной субкультуре называется «дедовщиной». Под «дедовщиной» понимается система неформальных правил вхождения в новое сообщество, определения статуса, прав и обязанностей, движения от сверхобязанностей к сверхправам. Законодатели этих норм - старожилы, или «деды». Отсюда и название данного явления.

- 2. Наиболее известные субкультуры: имиджевые

Субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению:

Visual kei (визуальный стиль) - субкультура, возникшая на базе японского рока и глэма. Суть Вижуал Кей состоит в том, чтобы донести часть души и своего таланта не только через музыку, но и через внешний вид: шокировать людей и привлечь таким образом слушателей. Вижуал кей часто заимствует образы из японской мультипликации (аниме), изобразительного искусства (манга) и видеоигр как частей японской культуры. Музыканты применяют экстраординарные костюмы, специфический макияж, привлекательные прически, чаще всего крашеные и необычные. В костюмах музыкантов вижуал кей активно используются элементы традиционной женской моды.
Вижуальный стиль имеет приблизительно 15-20 категорий, отличающихся между собой не только внешне, но и в музыкальном плане.

Кибер-готы - молодежная субкультура образованная в 90-х гг., которая сформировала себя как музыкальная. Среди киберов распространено мнение о грядущем темном будущем, в котором технологии будут играть очень значимую роль в жизни человека. Большой вклад внесла рейв-культура. Оттуда была взята часть гардероба: латекс, короткие стрижки кислотных цветов, сапоги на платформе, яркие цвета в одежде и т. д. Киберов часто можно заметить в клубах, где они танцуют под: транс, dnb, техно и т. д. Но все-таки самой важной составляющей в формировании взглядов кибер-готов является индастриал, вернее постиндустриальная сцена. Именно эта ниша стала очень популярной среди киберов. Они посещают дискотеки, концерты и другие музыкальные мероприятия, связанные c темной индустриальной сценой. От готической субкультуры киберы наследуют: страсть к темному. Также как и готы, киберы любят: фетиш, готические аксессуары (кресты, анх, экстремальный макияж и т. д.). В музыкальном плане, у киберов пользуется популярностью дарквэйв. Некоторые кибер-готы отрицают причастность своей субкультуры к готической сцене, считая себя отдельным течением.

Стиляги - советская молодёжная субкультура второй половины 1940-х - начала 1960-х гг., имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам. Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против навязываемых стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни.

Милитари - стилевое направление в одежде, характеризующееся использованием элементов военного снаряжения и одежды в одежде для повседневной носки: военных ботинок, камуфлированной одежды, жетонов, брелоков в форме пуль и т. д.

Фрики - социальные группы людей, которые стараются выглядеть очень ярко и подчас вызывающе (необычная манера одеваться, причёски, татуировки, пирсинг), совершенно не считаясь с общепринятыми законами внешнего вида. Из общей массы их выделяет не только внешний вид, но и своеобразные взгляды на окружающий мир, слегка неадекватное поведение. Часто это творческие натуры - художники, поэты, певцы, актеры, диджеи. Образ мышления (мировоззрение), характерный для фриков, характеризуется определенной свободой от социальных стереотипов.

социологи опросили 1100 участников молодежных "тусовок" в Москве, Ленинграде, Сочи, Кустанае, Тюмени и Нижнем Тагиле. 80% опрошенных оказались несовершеннолетними. Из них 39% - школьники, 20% - учащиеся ПТУ, 6% учатся в техникуме, 3% - в ВУЗе, 16% работают. Выяснилось, что 58% опрошенных проводят свободное время на "тусовке" ежедневно.

У каждого третьего молодого человека, пришедшего на "тусовку", нет отца или он не живет с семьей, а у каждого десятого нет матери. Каждый третий состоит или состоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Личное дело каждого пятого разбиралось в комиссии по делам несовершеннолетних. Лишь 40% опрошенных утверждали, что они не совершали правонарушений.

Исследование показало, что 60% участников "тусовки" психологически готовы к употреблению алкоголя, 8% - к употреблению наркотиков, 5% - к употреблению токсических веществ. Лишь 36% опрошенных имеют самостоятельный заработок.

Кроме того "тусовочная" субкультура является копилкой криминального опыта, своеобразным регулятором криминальной деятельности несовершеннолетних и молодежи, санкционируя один и пресекая другой тип поведения. Особенность криминальной субкультуры с этой точки зрения состоит в том, что в ней постоянно обновляются и совершенствуются нормы и ценности преступной среды.

Слайд 1

Антисоциальные и криминальные молодежные группы. Павлова Анеля Васильевна учитель истории МОУ СОШ № 12

Слайд 2

Несовершеннолетний находится в нескольких сферах отношений одновременно. Он обязан посещать Несовершеннолетн школу или ПТУ, ий находится в овладевать знаниями; среде сверстников Трудясь на и в семье; производстве, он Его связывают должен соблюдать, неформальные трудовую, отношения со производственную и взрослыми технологическую дисциплину; Нередко в ПТУ, школе учащийся характеризуется положительно, а в среде сверстников имеет низкий социометрический статус

Слайд 3

Формальная (официальная) структура оценки поведения и личности черт подростка и молодого человека даются с позиций управляемости, степени послушания, если можно так сказать "удобности" его для педагогов.

Слайд 4

неофициальная (неформальная) структура У НОМов (неформальны х объединений молодежи) никогда и ничего не задается "сверху; Они абсолютно автономны и не вписываются в структуры более высокого порядка.

Слайд 5

Sub по-латыни – это "под", другими словами, по смыслу содержит оттенок подчинения. Типология молодежных субкультур: Ингруппы – группы, с которыми молодой человек себя отождествляет. Аутгруппы – группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает свое отличие. По специфике поведения членов группы выделяют: просоциальные; асоциальные; антисоциальные. Просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают. Асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера. Антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.

Слайд 6

Толстых А.В. предложил следующую типологию молодежных субкультур: - политизированные субкультуры – активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность; - эколого-этические субкультуры – занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду; - нетрадиционные религиозные субкультуры – в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм); - радикальные молодежные субкультуры – отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды); - субкультуры образа жизни – группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки); - субкультуры по интересам – молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др; - субкультура "золотой молодежи" - характерна для столичных городов – ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).

Слайд 7

Классификация НОМов: самодеятельные объединения, имеющие программу и ведущие полезную работу; организационно оформившиеся общности (есть структура, членские взносы, избрано руководство); собственно неформалы (обращенные преимущественно к сфере досуга). досуговые, политизированные и асоциальные (или антисоциальные); В.Лисовский (ЛГУ) выделяет, например, просоциальные, асоциальные и антисоциальные НОМы; Представители этих подсистем могут действовать в сфере досуга ("досугового потребителя"), в сферах политики, экологии, т ехники и т.п.

Слайд 8

Характеристика асоциального (или антисоциального) типа объединений: размытость моральных норм, криминальные ценности и установки; В таких объединениях могут оказаться панки, хиппи, металлисты, хулигантсвующие "гопники", наркоманы, профашистские сообщества и т.п. Иногда нонкриминальные группы, (рокеров, металлистов, фанатов и т.п.) перерастают в криминальные.

Слайд 9

Антисоциальные нормы характеризуются: формированием извращенного понимания принципов нравственности, нравственных понятий:  Смелость искаженно понимается как риск и бравада,  требовательность - как придирчивость, дружба и товарищество - как укрывательство и недоносительство,  сострадание - как признак слабости, недостойный настоящего мужчины.  Человек перестает быть высшей ценностью, становится средством.

Слайд 10

по статистике, каждый пятый молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет хотя бы раз совершил правонарушение или преступление Криминальная субкультура - это образ жизнедеятельности несовершеннолетних и молодежи, объединившихся в

Слайд 11

Криминальная субкультура не любит гласности. Жизнедеятельность лиц, входящих в асоциальные и криминальные группы в значительной степени скрыта от глаз педагогов и взрослых. Нормы, ценности и требования этой субкультуры демонстрируются только если нет им противодействия. Асоциальная субкультура - это социальнопсихологические характеристики поведения, противоречащего социальным нормам

Слайд 12

Асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают преступления, называют криминогенными группами. Местами функционирования одного из видов асоциальной субкультуры являются, как мы уже отмечали, школьные туалеты, подъезды домов (нередко эту разновидность субкультуры называют "туалетно-школьной"), подвалы, чердаки, отдаленные парки, скверы, места "тусовок". Члены криминогенных групп, в отличие от преступных, не имеют четкой ориентации на совершение преступлений, но нередко совершают их в проблемных, конфликтных ситуациях или при благоприятных для этого условиях.

Слайд 13

"Хип-хоп" ("hip hop"), как культурный феномен уличного искусства или искусства мегаполиса (андеграунда, по крайней мере, в начале своей истории) включает в себя три разных направления: 1. Живопись/дизайн - "Граффити" ("Graffity" - "нацарапанные") настенные росписи и рисунки; 2. Танцевальный стиль - «Брейк-данс» ("break dance") уникальный по своей пластичности и ритмичности танец, которой заложил моду для всей культуры хип-хопа - спортивной одежды; 3. Музыкальный стиль - "Рэп" ("rap") ритмичный речитатив с четко обозначенными рифмами и музыкальный ритм, задаваемый DJ. Рэп имеет три классификации: "быстрый рэп" (один рэпер разговаривает с другим); "жизненный" рэп (часто содержит мат); "коммерческий рэп" (хип-хоп, r`n`b и танцевальный рэп).

Слайд 14

написания являются правильными) является одним из трех течений субкультуры Хип-хопа. Термины "рэп" и "хипхоп" часто употребляют как синонимы, что приводит к ошибочному пониманию и запутывает читателя. Первое обозначает музыкальный стиль, а второй относится к субкультуре в целом.

Слайд 15

Рэппер (краткое описание) Одежда больших размеров приветствуется. Есть две версии, почему это является частью моды: 1. Одежда заключенных в США раньше шилась большой, что бы подходить разным по комплекции заключенным; 2. Взрослые братья или отцы передали младшим свою поношенную одежду, которая была больших размеров. Часто рубашки на рэперах свисают до колен, а сползающие джинсы задевают пол. Однако одежда должна быть чистой, ее отличает лишь небрежная мешковатость. Шапочки, "бейсболки", повёрнутые назад, рюкзаки до пояса, цепочки, спортивные курточки, футболки - все это обязательные "примочки" молодого рэпера.

Слайд 16

Готическая субкультура Гоо́ты - представители готической субкультуры, вдохновлённой эстетикой готического романа, эстетикой смерти, готической музыки и относящие себя к готик-сцене. Представители движения появились в 1979 году на волне пост-панка.

Слайд 17

Готическая субкультура - чёрная (или тёмная, далее просто чёрная) или черная с элементами других цветов (в основном красный) одежда; - чёрные длинные волосы. Лицо неестественно бледное (с помощью пудр); - высокие шнурованные ботинки, сапоги или другая неформальная обувь (New Rock, Swear); - чёрный корсет, облегающие чёрные нарукавники и чёрная юбка-макси (для девушек), одежда под старину, клешеные рукава, кожаная одежда (зависит от принадлежности к тому или другому ответвлению от субкультуры); - чёрные повязки на руках (запястьях); - шипованный ошейник; Контактные линзы, стилизованные под глаза животных или просто с имитацией бесцветной радужной оболочки.

Слайд 18

Mopey и Perky Goth Mopey Goths - это индивидуумы постоянно находящиеся в депрессивном состоянии, по большей части замкнутые, о них говорят что они «относятся к жизни слишком серьезно»; Perky Goths (часто пишут PerkyGoff) называют тех, кто относится к goth более «расслабленно», они любят тусоваться в клубах (естественно готических) и проводить время так, как им нравится, депрессия не для них.

Слайд 19

Antiquity Goth, Renaissance Goth, Romantic Goth, Victorian Goth Androgyn Goth

Слайд 20

CyberGoth, Darkwave Кибер-готы - молодежная субкультура образованная в 90-х гг., которая так и не сформировала за собой определённой идеологии и проявляется лишь внешне, а так же тяготеет к различной клубной электронной музыке

Слайд 21

"Эмо" культура Эмо-fashion - странное направление уличной моды, порожденное, как это часто бывает, музыкальным жанром; Прическа True эмо: Прямые, чаще всего, черные волосы, косая челка, лоснящаяся от укладочных средств и закрывающая половину лба, при этом обычно приподнятый и взлохмаченный затылок. Волосы могут быть и не черными, но часть прядей выкрашена в розовый или черный цвет. Make-up True эмо: Выбеленное лицо, бледные губы почти в тон коже и очень ярко подведенные глаза. Иногда "эмо" изображают на своих личиках черные дорожки якобы от размытой слезами косметики и рисуют черным карандашом слезинки. На ногтях черный лак. У мальчиков тоже. Пирсинг True эмо: Пирсинг – неотъемлемая часть образа настоящего "эмо". Тоннели, пирсинг в губах и вообще в любом месте на лице. Обувь True "эмо": Не изменяют своим любимым маркам: носят Converse и Vans. Пухлые кеды, желательно черные или в черно-белую клеточку. Возможно, с розовыми шнурками. Одежда True эмо: Skinny-джинсы темных цветов, майки и футболки, возможно поло на 2 размера меньше с забавными принтами, изображающими героев мультиков, или с названиями рок-групп.

Большинство родителей и воспитателей уверены в том, что они желают всего самого лучшего для своего ребенка, даже когда откровенно его ненавидят. “Все самое лучшее”, конечно же, включает в себя меры защиты, контроля, оптимального развития для последующей жизни ребенка. Это могут быть и наказания, ибо до сих пор еще распространена точка зрения, что наказания и запреты являются якобы лучшими методами воспитания. Их применяют из лучших побуждений, но в педагогическом отношении дело обстоит совершено иначе: лучшие намерения оказываются понятыми ребенком вопреки ожиданиям воспитателей и родителей как ограничения, насилие, унижение, черствость или просто осуждение http://holstebrobruger.dk/map192 .

Иллюстрацией этого является следующий отрывок из диалога между матерью и ребенком: check this out

Мать. Знаешь что, Андреас, выходит, что если тебя слишком много хвалить, то тебе это нисколько не идет на пользу. Тогда ты делаешь все еще хуже, не так ли? Ну, ну, Андреас, я ведь так часто тебя хвалила, но это нисколько тебе не помогало. Но стоит мне снова тебя поругать, за что-нибудь, ты тотчас же быстро берешь себя в руки. Не правда ли, Андреас? При той ничтожной похвале, которую ты…

Но самое ужасное в педагогических отношениях — это неразборчивое смешение осуждения и одобрения, одновременно такового и агрессивного обращения, короче говоря, то, что вызывает у ребенка сомнения, любим он или нет. Родители и воспитатели уверяют детей в своей любви к ним и в то же время существуют так, как будто их ненавидят. Так ребенок оказывается в трагичном положении: с одной стороны, он вынужден переживать однозначное и откровенное осуждение, наказание и даже лишения, а с другой стороны, ему придется взваливать на свои плечи упреки в неблагодарности и чувство вины перед родителями, если он попытается восстать против скрытой за любовью ненависти http://alliedpowder.com/map192 .

Детскому стремлению к понятности и простоте видеоигры в войну соответствуют как нельзя лучше: здесь точно установлено, кто является врагом (противник на экране), какими средствами можно пользоваться в борьбе с ним, а также то, что играющий однозначно является «хорошим». Он подвергся нападению, он находится в ситуации вынужденной защиты единственной, оправданной законом ситуации, в которой снимается табу на агрессию. Но самое главное, собственные средства уничтожения в этом фантастическом мире выступают как положительные, мало того, они даже вплетены в ткань игры как необходимые для выживания меры.

Если в реальной ситуации ребенок может выражать свои чувства лишь так, как это ему позволяют воспитатели, то и в игре он может без всяких ограничений и чувства вины предаваться агрессии благодаря вышеописанным игровым структурам. В результате игры не происходит уничтожения любимого объекта (например, одного из родителей), несмотря на всю амбивалентность чувств к нему. Реальное же нападение на родителей означало бы причинение реального вреда собственному их существованию, например, потерю надежды на любовь, защиту и заботу родителей.

Но взрослый, оставаясь в твердой уверенности, что делал все лучшее для блага своего ребенка, неизбежно с ужасом воспримет столкновение с “внутренней, воображаемой войной” ребенка на экране. Неужели этот ребенок — продукт его воспитания? Считая самого себя миролюбивым воспитателем, он изумится, как могло случиться, что его ребенок ведет себя столь разрушительно. Это извращенное стремление его ребенка к садизму и разрушению может иметь свои корни лишь где-то на стороне: у соседских детей, в телевидении, в прогнившей системе ценностей нашего общества и так далее, и так далее…

Поведение ребенка отзывается в нем ударом по его самооценке как воспитателя. Оказывается, и он тоже испытывает желание сделать ситуацию однозначной, например, в отношении собственной самооценки и Я-концепции — «я делаю все лучшее для ребенка». Лишь немногие люди в состоянии позволить себе признать существование “злых” сторон своей души или даже позволить себе проявлять их в реальных действиях, но ни в коем случае не по отношению к ребенку, которого они любят от всего сердца. Большинство людей имеют тенденцию отрицать в себе все злое, травмирующее и проецировать все это на какого-нибудь врага, существующего где-то вовне. И они находят подтверждение этому механизму защиты от травмирующих их переживаний в действиях и словах других людей, совместно с которыми они создают гигантский защитный потенциал, охраняющий их от зла. Но и они — как дети — хотят, чтобы накопленное ими оружие не привело ни к чему серьезному, не привело к войне. И у них существуют лишь фантазии о войне. И в их представлении реальные маневры с настоящим оружием являются не более, чем “игрой”.

Особенности обращения с полярными чувствами ярко проявляются в поведении с партнером, например, в ранних отношениях ребенка и матери.

Все рубрики

Выберите рубрику Диагностика и коррекция детско-подростковой дезадаптации Закономерности формирования взглядов на психику ребенка Криминологический анализ психобиологических предпосылок асоциального поведения Обследование детей с неврозами, личность родителей и отношения в семье Особенности воспитания, патогенез неврозов у детей и подростков Особенности личности и психолого-педагогическая поддержка дезадаптированных детей и подростков Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации Подходы к развитию детей в основных психологических школах Познавательные процессы, способности и эмоции юношеского возраста Превентивная психология — современная охранно-защитная концепция профилактики Предупреждение нарушений процесса социализации несовершеннолетних в семьях группы риска Психоаналитическая педагогика в оценке агрессивности и страхов Развитие самосознания у подростков, самоуважение и самооценка Роль неформальных подростковых криминогенных групп в десоциализации несовершеннолетних Своеобразие психического развития детей, страх и тревога в генезе неврозов Управление и педагогическое руководство, семейное воспитание Юность и юношество, социализация и ее институты Дополнительные тематические материалы: исследования, статьи, обзоры и пособия Динамика семейных отношений Семья и брак, супружество и брачные отношения Супружеские конфликты Истинные причины старения человека Поведение человека Демографические и экологические проблемы Психология и педагогика Волевая сфера человека Мотивационная сфера человека Предметно-практическая сфера человека Учебная деятельность школьника Эмоциональная сфера и учебная деятельность Реализация умственного потенциала Скрытый гипноз и тайны технологий гипноза Общие положения Оперативное гипновоздействие — эриксонианский гипноз и нейролингвистическое программирование Основы внушения (суггестии) Порча и сглаз Процесс освоения приемов скрытого гипноза Цыганский гипноз Цвет в нашей жизни Ахромные цвета Зеленые тона Основные периоды и этапы в процессе взросления человека Символика цвета, цвет в искусстве и в моде Социальность и цветовая символика Теплые цвета Эволюция человека от рождения и до самой смерти Беременность и периоды развития плода, рождение ребенка и его здоровье Взаимосвязь между личностными особенностями человека, его семьей и его работой Выход на пенсию, стрессы и чувство удовлетворенности в пожилом возрасте Дети в возрасте от 2 до 6 лет: физическое и речевое развитие, мышление и познание мира Научно-исследовательские подходы к пониманию закономерностей развития человека Подростковый возраст, физическое развитие и особенности мышления в этот период Проблемы, с которыми часто сталкиваются люди среднего возраста Процесс взросления подростков — формирование идентичности, становление личности и рискованное поведение Развитие младших школьников в рамках социального познания, ответственности и предписаний Раннее детство — страхи, тревоги и агрессивность. Стили воспитания и просоциальное развитие детей Смерть и отношение к смерти в разных культурах, представления об умирании Социальный и культурный контексты развития человека и методы их изучения Среда обитания и наследственность человека: генетика, семья и развитие Средняя взрослость — физическое развитие и изменения интеллектуального функционирования Физические изменения, которые несет с собой старение, и основные проблемы пожилых людей Физическое развитие в период ранней взрослости и факторы, воздействующие на жизнь взрослого Физическое развитие детей младшего школьного возраста. Мышление и интеллект, моторика и обучение Формирование личности младенца, просоциальное поведение и социокультурное развитие Человек Этапы физического и речевого развития ребенка в его первые два года