Привить здоровый образ жизни. Как привить семье здоровые привычки? Привить детям здоровый образ жизни

Ирина Кондрашева | 20.12.2014 | 476

Ирина Кондрашева 20.12.2014 476


Никто не станет спорить, что здоровый образ жизни одинаково важен как для детей, так и для взрослых. Если вы не знаете, как привить своей семье здоровые привычки, воспользуйтесь этими советами.

Выработать привычки здорового образа жизни у своего чада важно с раннего детства: спустя много лет подросший ребенок скажет вам за это спасибо. Если же ваши родители не научили вас питаться правильно и заботиться о своем здоровье, это не значит, что начинать уже поздно. Возьмите на заметку эти советы, чтобы приучить всю семью к здоровым привычкам!

Ведите здоровый образ жизни

Будьте примером для своих детей и мужа: прежде чем отчитывать их за нездоровые привычки, начните вести здоровый образ жизни сами. Скорее всего, первое время вы будете «срываться». Но главное, что домашние увидят ваши усилия: зарядка по утрам, походы в бассейн, отказ от фаст-фуда.

Оставайтесь на позитивной волне

Вряд ли вашим детям понравится, если они постоянно будут слушать запреты: «Нельзя есть хот-доги», «Не добавляй много майонеза», «Газировку пить вредно!». Не забывайте говорить им о том, что им можно делать: «Можно есть много фруктов», «Можно плескаться в бассейне дважды в неделю», «Полезно есть мюсли».

Хвалите детей за здоровые привычки, чтобы поднять их самооценку. В конце концов, здоровый образ жизни – это весело и увлекательно!

Ограничьте время на ТВ и Интернет

Не позволяйте ни себе, ни детям проводить вечера у экранов ТВ и мониторов компьютеров. Ограничьте это время до 2 часов в день. Если лежать на диване с пультом или ноутбуком на коленях бесконтрольно, через какое-то время вашей семье придется столкнуться с проблемой ожирения или, того хуже, сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Ужин – время для семьи

Заведите традицию ужинать вместе за большим столом (если вы еще не успели это сделать). Такая привычка оставит меньше шансов поужинать перекусами на бегу между офисом, продуктовым магазином, детским садом, школой и домом. К тому же, вы сможете проконтролировать, чем питаются дети.

Планируйте активный отдых

Заставьте всю семью двигаться! Планируйте активный отдых на выходные: прогулка на лошадях, велопоходы, аквапарк, лыжи или каток. Такое времяпровождение полезно как для здоровья, так и для скрепления отношений.

Читайте этикетки на продуктах

Отправляясь с детьми в супермаркет, приучите их читать содержимое баночек и упаковок на этикетке. Во-первых, так вы не позволите им скучать или капризничать в магазинах. Во-вторых, расскажете им о том, какие вещества вредны, а какие полезны для здоровья.

Приучите семью к здоровым перекусам

Вместо того чтобы утром снабжать детей и мужа пакетами с бутербродами, собирайте им здоровые перекусы. Мюсли, творожок, отварная курица, овощи и фрукты вкуснее, сытнее и полезней, чем кусок батона с сыром и колбасой.

Заботьтесь о себе и своей семье!

На протяжении нескольких лет работаю над актуальным направлением: формирование у дошкольника осознанного отношения к собственному здоровью. На основе проведенной диагностики разработала, систему работы со всеми участниками образовательного процесса составила перспективный план работы с детьми, который позволяет решать многие актуальные проблемы, связанные с развитием у детей навыков здорового образа жизни. При проведении работы с детьми активно привлекаю родителей воспитанников.

Организовала семейный «Клуб заботливых родителей», работа которой способствует сближению детей и родителей, формированию доброжелательных отношений, побуждает к активной деятельности и желанию сохранить здоровье.

Для работы с детьми по данному направлению определила следующие цели и задачи:

Цель: педагогические основы формирования у ребенка позиций созидателя в отношений своего здоровья.

Задачи:

  • Формировать потребность в здоровом образе жизни.
  • Формировать представление детей о зависимости здоровья, от двигательной активности и закаливания.
  • Воспитывать сознательное отношение к собственному здоровью и использовать доступные способы его укрепления.
  • Довести до сведения детей, что двигательная активность является одним из источников крепкого здоровья.
  • Расширять у детей представления и знания о многообразии физических и спортивных упражнений.
  • Познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека, закреплять представление о духовно-равственных основах здоровья.

Приложение. Тематическое планирование

Одним из направлений физического воспитания дошкольника является воспитание здорового образа жизни. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором строиться здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. (Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5 -8 лет).

Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности к здоровому образу жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находиться в детском саду, то в силу специфики своей деятельности и возможностей мы несем большую, чем родители ответственность за возникновение и развитие этой потребности. То определила направление деятельности.

При целенаправленном воспитании, обучении, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Для работы с детьми старшего возраста определила следующие задачи:

  • Воспитывать сознательное отношение к собственному здоровью и использовать доступные способы его укрепления; (утренние гимнастики; лечебное полоскание горла, 1 раз в день во время утреннего приема; физкультурные минутки, во время проведения занятий; закаливание, оздоровительный бег, после сна).
  • Внимательно относиться к формированию образно – словесных ассоциаций у детей, особенно касающихся отношения к здоровью;(ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое).
  • Формировать потребности в здоровом образе жизни; (беседы на тему здоровье: «Здоровье и болезнь», «Физкультура и здоровье», «Здоровые зубы» и. т. д; дидактические игры: «Изучаем свое тело», «Пять чувств», «Части тела»)
  • Довести до сведения детей, что двигательная активность является одним из источников крепкого здоровья; (утренняя и вечерняя гимнастика; физкультурные занятия, подвижные игры на веранде, на свежем воздухе)
  • Расширять у детей представления и знания о многообразии физических и спортивных упражнений оздоровительный бег. (Подготовила комплексы оздоровительного бега со средней группы. Бег уравновешивающие действует на нервную систему, способствует равновесию, даже в том случае, если ребенок был в спокойном состоянии). Алямовская

Учитывая, что дети готовятся идти в школу, поставила перед собой задачи для успешной адаптаций детей к обучению в школе:

  • снятие тревожности по предстоящему переходу к обучению к школьной жизни; /витамины, упражнения, релаксация/
  • основа и необходимое условие воспитания культуры поведения – правильная организация быта в детском саду, общий настрой воспитательного процесса. Важна атмосфера доверия, дружелюбия, окружающая детей, выдержанность, внешняя и внутренняя культура педагога.

Все эти задачи направлены на удовлетворение потребности детей в движении, сохранения и укрепления здоровья будущего школьника. В начале года провела опрос детей о культуре здоровья детей старшего дошкольного возраста.

На вопросы: «Что такое здоровье?», « Что нужно сделать, чтобы быть здоровым?». В основном дети отвечают, что нужно заниматься физкультурой, соблюдать гигиену.

На вопрос: «Кого можно называть здоровым человеком?». Почти все ответили что спортсмены, а когда спросила почему? То ответили, что они занимаются спортом. Есть и такие ответы те, кто следит за своим здоровьем.

А на вопрос: «Ты здоровый человек?». Ответы были разные: 50% считают себя абсолютно здоровыми; а 34% что здоровы, но иногда болеют; 16% уверенны, что они не здоровы, хотя объяснить, почему не могут так считают.

Для комплексного решения обозначенных выше задач я составила «Модель формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста». Она делится на три блока:

Блок, физкультурн-оздоровительный сюда вошли:

  • утренняя гимнастика;
  • оздоровительный бег после сна,
  • три физкультурных занятия,
  • спортивные развлечения, досуги, дни здоровья, пешеходные прогулки.
  • большие спортивные праздники 2 раза в год,
  • спортивное общество «Непоседы», которое в начале года посещали 12% детей, а сейчас 21% ,
  • секция «Баскетбол» которую, посещают 48% детей.

Следующий блок - это блок, формирующий здоровый образ жизни состоит из минуток здоровья, которые вошли в нашей группе привычку. Это:

  • лечебное полоскание горла, 1 раз в день во время утреннего приема;
  • гимнастика для глаз, перед проведением занятий.
  • физкультурные минутки, во время проведения занятий;
  • массаж рук, перед проведением занятий.
  • закаливание, оздоровительный бег, после сна.
  • дыхательная гимнастика в игровой форме, 3 раза в день перед завтраком, обедом и ужином.
  • посещение центра релаксации в зимнем саду «Волшебный лес».

Совместно со специалистами проводим интегрированные занятия /посредством различного содержания и видов деятельности решается одна (основная) дидактическая и воспитательная цель/.

Музыкальное, физкультурное, изодеятельность, ознакомление с окружающим миром и другие занятия, в процессе которых задачи здорового образа жизни решаются в комплексе: формирование элементарных представлений детей об организме человека. Формирование представлений о безопасном для здоровья поведение при переходе улицы и в транспорте. Расширять и закреплять представления детей о пользе здоровья овощей, фруктов, а также деревьев и кустарников. Проводим конкурсы знатоков здорового образа жизни среди дошкольников и школьников(1 класс).

В блоке, взаимодействия с семьями воспитанников я определили две линии работы это санитарно - просветительская, где я проводила консультации, приглашаем специалистов центра здорового образа жизни «Познай себя», семинар по ОБЖ ребенка в условиях семьи «Ценности здорового образа жизни», практикум по закаливанию, массажа рук и подошв, гимнастика для глаз.

В начале года также провела опрос родителей позволяющий изучить культуру здоровья семьи. Искренность ответов позволяет нам эффективно осуществлять работу по воспитанию здорового образа жизни в семьи.

  • 36% - родителей делают зарядку утром вместе с детьми дома;
  • 58% - детей посещают утреннюю гимнастику в доу;
  • 65% - проводят выходные на свежем воздухе / турбазы/;
  • 26% - посещают с детьми спорткомплексы города;
  • Всего 10% - считают, что ведут здоровый образ жизни.

В целях формирования здорового образа жизни в семье активно использую такие формы как родительский тренинг, обмен семейным опытом, круглый стол «Осторожно, Микробы!», презентация детского альбома «Здоровый образ жизни», викторина «Веселая азбуковедения» в семейном клубе «Заботливых родителей».

Также продолжает работать «Программа минимум», которую разработала совместно и приняли единогласно с родителями ещё в средней группе:

  • полоскать рот после каждого приема пищи, чистить зубы утром и на ночь;
  • ежедневно бегать в медленном темпе достаточно длительное время;
  • разминаться после пробуждения;
  • уметь расслабляться, гасить отрицательные эмоции;
  • уметь избегать опасностей;
  • мыть руки после еды, после посещения туалета;
  • ежедневно менять носочки, трусики, носовые платки.

Уметь стирать их самому;

  • заботится о чистоте окружающей среды /группе, участке, клумбе, в зимнем саду/;
  • не есть овощи и фрукты не мытыми;
  • следить за своей осанкой. Уметь красиво двигаться.

Знать как правильно вести себя в общественных местах; /углубить чувства и продолжать укреплять привычки поведения у ребят, доброжелательные отношения к взрослым, и поступить соответственно нормами и правилами поведения/.

  • уважать друг друга. Чутко относиться к тем, у кого есть различные отклонения или недостатки (дефект речи…)
  • умение контактировать с другими людьми.

Средством решения этих задач выбрала разностороннее взаимодействие с первоклассниками школы № 45, в число которых, входят бывшие выпускники нашего детского сада. В начале года провели совместное спортивное развлечение «Букварь спорта» в школе. Дети проявили настороженность: их испугало большое помещение, чужие взрослые и учителя. Стало необходимым в проведении неоднократных экскурсий: дети побывали в спортивном зале, библиотеке, в актовом зале, столовой. Дети освоились, и стали хорошо ориентироваться в школе, у них появились друзья. Встречи в спортивных залах школы и детского сада стали постоянными.

Недавно к нам в детский сад пришли школьники на спортивный праздник «Осенние старты». Во время соревнований дети школьники были скованны, чувствовалась неуверенность в своих силах, а мотивы к победе, скорость и качество у дошколят, как выяснилось, сильней, чем у школьников, и результат этого 1 место у команды дошколят.

Встреча показала, что наши воспитанники физически более крепкие и выносливее, осознанно относятся к собственному здоровью и занятиям физкультурой и спортом.

Задача, которую я ставила перед собой это: укрепление здоровья детей, сознательно относиться к собственному здоровью, об этом говорит динамика снижения заболеваемости в 2 раза. На фоне высокого уровня здоровья отмечаем стабильное усвоение познавательного материала, успешной подготовки к школе.

Даже если наши дети и не станут великими спортсменами, но уверенна, проводимая работа о формирование здорового образа жизни позволяет надеяться, что большая часть наших детей будут заниматься разными видами спорта, так как занятия спортом стало одним из их любимых занятий.

Литература.

  1. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» И.М. Новикова.
  2. «Диагностика культуры здоровья дошкольников» В.А. Деркунская.
  3. «Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5– 8 лет» Л.Ф. Тихомирова.
  4. «Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками» Е.А. Алябьева
  5. «Будь здоров» оздоровительная технология Д/С №97 «Светлица»
  6. «Оздоровление детей в условиях детского сада»
  7. «Система организации физкультурно – оздоровительной работы с дошкольниками» Борисова Е.Н.
  8. «Главное чудо света» Г.Юдин

Прививать любовь к здоровому образу жизни нужно с детства. Понятные и доступные правила помогут родителям вырастить ребенка здоровым и станут лучшей профилактикой вредных привычек в будущем.

Правильное питание может быть вкусным!

Многие малыши вместо полезных овощей предпочитают съесть кусок пиццы или картофель-фри. Возможно, дело не в том, что детей «тянет» на фаст-фуд, а в любви к запеченному сыру и томатам. Почему бы не приготовить овощное рагу или французское соте малышу вместо обычных отварных или тушенных овощей?

А если ваш кроха — настоящий сладкоежка, замените торты и пирожные на полезные сухофрукты и орехи.

Домашняя еда кажется ребенку слишком скучной? При­готовьте вместе блюдо из итальянской и французской кухни - овощ­ную пасту, суп минестроне с вермишелью в виде букв. Обратите внимание на тыкву, красный перец, лимон - в них есть витамины А, Е, РР, Р и С.

Для зубов и костей очень важен кальций, его много в твороге, сыре, кунжуте. Много полезных микроэлементов содержится в орехах, семечках и бобовых.

Утренняя зарядка

Как привить любовь к ? Только личным при­мером. Вставайте на 20 минут раньше и вместе занимайтесь. Желательно з одно и то же время, до зазтрака. Программа-мини- мум - махи руками, наклоны, приседания, прыжки на месте, отжимания. И как можно чаще устраивайте активные выходные!

Режим дня

Четкий и про­думанный рас­порядок не только дисциплинирует, но и учит не попадать з цейтнот. Обсудите с малышом его режим дня и повесьте гра­фик на самом видном месте. Помните, что на сон нужно отвести не менее 9-10 часов. И обязательно - ежедневные прогулки (не менее 2-3 часов в теплую погоду).

Дыхательная гимнастика и массаж для профилактики простуды

1. Упражнение «Душистая роза»

Ладони лежат на ребрах по обе сторо­ны грудной клетки. Надо представить, что нюхаете душистый цветок. Мед­ленный вдох через нос (ребра грудной клетки раздвигаются) и выдох. Живот и плечи остаются неподвижными, двигаются только ребра и ладони. По­вторить 3-4 раза.

2. Упражнение «Птица»

Исходное положение - стоя, нот вместе, ру­ки вдоль туловища. Поднять руки че­рез стороны вверх, затем вдох, задержать дыхание и медлен­но опустить руки через сторо­ны - выдох на протяжном зву­ке «п-ф-ф». Повторить 2 раза.

3. Ходьба по массажным коврикам отлично стимулирует рефлекторные зоны стоп.

4. Массаж ушей - отличный способ поскорее проснуться: возьмитесь за мочки большим и указательным пальцами и несколько раз потяните.

Алина Селихова
Привитие детям дошкольного возраста основ здорового образа жизни в разных видах деятельности

Воспитатель - удивительная профессия. Еще один ее плюс в том, что она

дает возможность заглянуть в страну детства, в мир ребенка. И хоть «все мы

родом из детства», но мы очень быстро забываем этот волшебный мир, не

понимая Даже собственных детей. Детский мир намного интереснее,

безграничнее и богаче, чем мир взрослого. Задача воспитателя - не

разрушить эту детскую иллюзорность, а влиться в нее, то есть воспитатель

должен разговаривать с детьми на одном языке, понимать их.

Моя педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с

государственным образовательным стандартом , который определяет

требования к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста . В

своей работе с детьми ориентируюсь на новые подх0ды к проблемам

образования , на инновационные методики и новинки методической

литературы.

Понимая требования, выдвигаемые современным информационным

обществом, стараюсь активно использовать современные информационно-

компьютерные технологии в профессиональной деятельности .

С интересом знакомлюсь с передовым опытом коллег и научной,

познавательной литературой, через журналы, методическую литературу и

через интернет. Активно участвую в обсуждении насущных вопросов на

педсоветах, семинарах.

Постоянно занимаюсь самообразованием целенаправленно работаю по

расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию

имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в

свете современных требований педагогической и психологической наук. Я

должна в течении учебного года или другого периода времени углублённо

заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые

затруднения или которая является предметом моего особого интереса.

Интересуюсь и работаю по теме - воспитание у дошкольников стремления

вести здоровый образ жизни , обучение детей правилам поведения на

дороге, никогда не пропадет интерес к экологическому воспитанию. Я

человек творческий и очень важно для меня вырастить творческих и с

активной жизненной позицией детей .

На протяжении последних двух лет работаю над темой

самообразования : «Привитие детям дошкольного возраста основ здорового

образа жизни в разных видах деятельности ». Считаю ее актуальной, так как

безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему

современности. А учесть, что дети - наиболее незащищенная часть

населения, познающая, исследующая окружающий мир, и как следствие

зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью , поэтому

актуальность формирования основ обеспечения безопасности

жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Чем старше дети,

тем чаще родители оставляют их дома одних, отпускают гулять около дома

на игровую площадку, а если живут рядом с какими-либо объектами

социального обеспечения (магазин, аптека и т. д., дают какие-либо

поручения, и поэтому проблема безопасности жизнедеятельности по праву

становится главной. И наша цель - подготовить ребенка к безопасной жизни

в окружающей среде - природной, техногенной и социальной.

Обучение детей правилам безопасного поведения должно проходить

на всех этапах жизни человека , и я начинаю эту работу с дошкольного

возраста , учитывая психологические основы развития ребенка :

Происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и

взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека;

Идет процесс познания ценностей и смыслов жизни , формирования

основ безопасного поведения.

В исследованиях Т. И. Бабаевой, Л. И. Божович, Н. Ф. Головановой и др.

отмечается, что сфера отношений «родители-воспитатели» является

определяющей в дошкольном возрасте , Общение, контакты, совместная с

взрослыми деятельность имеют первоочередное значение для формирования

мотивов безопасного поведения и накопления опыта детей.

Рано ожидать от дошкольников , чтобы они сами находили безопасное

решение в той или. иной ситуации. Это решение им нужно подсказывать.

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности

и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с

повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности,

нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.

Исходя из этого, я поставила цель :

формирование у детей умения обеспечивать собственную безопасность и

приучать к здоровому образу жизни .

Нельзя упускать время! Наверстать его, потом будет трудно. Каждая

наша недоработка, касающаяся вопросов личной безопасности ребенка,

впоследствии может обернуться бедой. В связи с этим необходимо больше

внимания уделять организации различных видов деятельности по

приобретению детьми опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь

применить в реальной жизни . П. Лич, П. Статмен в своих исследованиях

отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной

безопасности состоит в том, что дети любят правила и целиком

придерживаются их. Если правила кем - то забываются, то малыш мгновенно

реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет

взрослым обучить его.

Для решения поставленной цели определила задачи :

1. Систематизировать знания Детей о безопасном поведении в быту.

2. Формировать у дошкольников понятие - здоровье и его безопасность в

связи с правильным питанием.

З. Пополнить развивающую среду предметами, дидактическим материалом

для практического применения, исследования их детьми.

Свою работу по воспитанию навыков безопасного поведения и ЗОЖ у

детей я начала с выявления уровня их знаний и интересов, которая

проводилась в форме беседы, наблюдений, игр-путешествий.

Для решения поставленных задач данного направления, начиная со 2

младшей группы, я разработала перспективный план по основам

безопасности жизнедеятельности и привитию навыков здорового образа .

жизни , который состоит из блока «Помоги себе сам» и включает цикл

мини-проектов : «Витамины на грядке» , «Чистота - залог здоровья » ,

«Опасный петушок» , «Красный, желтый, зеленый» , «Если хочешь быть

здоров » и совместной деятельности педагога с ребенком . Согласно интересам

детей он дорабатывался, что привело к разработке другого блока «Если

дома я один», «В гостях у Светофорчика» , «Береги свое здоровье » , «Огонь

друг или враг», В него вошли темы «Опасность подстерегает» , «Опасные

предметы», «Школа пешехода» , «Пешеход на улице» , «Сохрани свое

здоровье », «Витамины укрепляют организм» , «От маленькой искры большие

пожары», «Его величество ток» и др. Каждый блок заканчивается

интересным мероприятием : развлечением, итоговым заданием, выставкой,

вернисажем, театрализованным представлением.

Так же использую в своей работе парциальную программу :

«Основы безопасности детей дошкольного возраста » Стеркиной Р. Б. ,

Авдеевой, Князевой.

Формирую привычку у детей к здоровому образу жизни . Использую

закаливающие процедуры : «дорожки здоровья » , физические упражнения

после сна, воздушные солнечные ванны, а так же дыхательную

гимнастику, динамические паузы.

Постоянно работаю над оснащением предметно - развивающей среды. В

зависимости от годовых задач детского сада в нашей группе оформляются

или обновляются различные центры. Развивающая среда - это система

материальных объектов деятельности ребёнка , функционально

моделирующая содержания развития его духовного и физического обмена.

Пытаюсь обеспечить потребность детей участвовать в совместной

деятельности со сверстниками , а также побыть Одному, для этой цели есть

так называемый «уголок уединения» . Постоянно тематика шр меняется.

Считаю, что, Детский сад, а конкретно группа, должны предоставлять детям

возможность не только изучать и узнавать окружающий мир, но и жить в

гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня.

Для успешного решения поставленных задач в группе создана

комфортная обстановка, что позволяет детям свободно проявлять свои

желания и развивать способности и интересы. Созданы условия для охраны и

укрепления здоровья и физического развития детей.

В группе расширили книжный запас. Пополнили картотеку иллюстраций

альбомами, составленными из рисунков детей на тему : «Малышам об огне» ,

«Правила поведения при пожаре» . Составляя коллекцию предметов, которые

помогают тушить пожар и предметов, которые могут стать причиной пожара,

дети закрепляли знания по безопасности при пожаре. А пластилиновая

выставка опасных предметов помогла пополнить знания об их большом

наличии Дома и закрепить правила пользования шин.

Семья и детский сад - два воспитательных института, каждый из

которых обладает своим особым содержанием и дает ребенку определенный

социальный опыт. Только во взаимодействии друг с другом мы можем

создать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой

мир, выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице,

дома, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку.

В этих целях широко использую :

Информацию на стендах для родителей : «Сделай поездки ребенка

безопасными», «Правила на всю жизнь » , «Огонь - друг и враг

человека»;

- консультации : «Пять ступеней к безопасности вашего ребенка» , «Как

уберечься от пожаров», «Полезные ягоды» ;

- памятки : «Праздник без последствий» , «Автомобильные кресла для

- выпуск стенгазеты : «Новый год - без пожара» , «Зеленый огонек» ;

Составление альбома совместно с р0дителями «Лекарственные цветы» ,

«Опасные растения» , «Грибы съедобные - несъедобные» , «Не играй

огнем», «Красный, желтый, зеленый» , «Новые дорожные знаки глазами

детей» в который вошли рисунки, загадки, стихи, фотографии;

Семинары - практикумы, на которых р0дителей знакомлю с объемом

предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного

движения, пожар - это не шутка и здоровье ребенка т . д.);

- деловые игры и тренинги : «В гостях у Светофорчика» , «От маленькой

искры бывает большой пожар».

Всю предлагаемую информацию родители получают на консультациях

собраниях , на наглядной агитации.

Дошкольный возраст является наиболее оптимальным для привития

первичных навыков в отношении безопасности и ЗОЖ.

В результате совместной работы я предполагаю, увидеть следующие

результаты к выпуску ребенка в школу :

Иметь представление :

О необходимости безопасного поведения и здорового образа жизни ;

О значимости разнообразной пищи для здоровья и ее безопасности ;

Дети должны знать :

Некоторые правила здорового образа жизни и безопасного поведения;

некоторые правила разумного поведения в различных ситуациях и

оказании первой медицинской помощи;

взаимосвязь питания и здоровья человека ;

Дети должны уметь :

Соблюдать правила безопасного поведения и здорового образа жизни .

В настоящий момент в группе наработан обширный материал по

воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников и ЗОЖ у

«Жизнь - это то , что люди больше всего

берегут».

Ж. Де Лабрюйер

Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни или как привить привычку быть здоровым

Здоровье это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.

Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей.

Определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».


Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных научных исследований, оно обусловливается на 50% - образом жизни, на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и примерно на 10% - возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.

Здоровье человека в значительной мере зависит от существующих в обществе систем ценностей, определяющих смысл жизни. Здоровье является личной и общественной ценностью. Формирование такой установки на собственное здоровье занимается новая отрасль знания, получившая название «валеология» - наука о здоровье.

Купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Таким образом, сформированные традиции ЗОЖ становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

Здоровый образ жизни – интегрирует биологические, социальные и экологические представления о здоровье человека и его жизнедеятельности, поскольку физическое благополучие зависит не только от наследственности и количества внимания к здоровью ребенка со стороны родителей и врачей, но и от влияния экологических факторов, от степени гармонизации взаимоотношений ребенка с внешней социальной и экологической средой.

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет наиболее успешным, если:

· определено содержание понятия "здоровый образ жизни", включающего как биологические и социальные представления, так и экологические и раскрывающего зависимость здорового образа жизни от состояния окружающей экологической среды;

· спроектирована педагогическая технология, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни: "здоровье" и "образ жизни человека", "зависимость здоровья и образа жизни от состояния окружающей социальной и экологической среды", «здоровый образ жизни - основа сохранения и укрепления здоровья»

· разработана модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, предполагающая подготовку педагогов к решению задач формирования у детей здорового образа жизни, к методическо-просветительской работе с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей.

Сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, необходимо знать, прежде всего, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. Представлений о ЗОЖ у детей разных возрастов.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым - значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.).

В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности отношение к здоровью существенно меняется. Но наблюдается смешение понятий «здоровый», как большой, хороший (вот здорово!) и «здоровый», как не больной, дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, но более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действии («нельзя есть грязные фрукты», «нельзя брать еду грязными руками» и пр.), так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены.

Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети (хотя еще интуитивно) начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья («там все так кричали, ругались, и у меня голова заболела»). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем, а также не осознании опасностей не здорового поведения человека для сохранения здоровья.

Нездоровое поведение в ряде случаев приносит удовольствие (как приятно съесть холодное мороженое, выпить целую бутылку охлажденного лимонада, пробежать по луже, поваляться подольше в постели и т.п.), а долговременные негативные последствия таких поступков кажутся ребенку далекими и маловероятными.

При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни.

В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя:

Рациональный режим.

Правильное питание.

Рациональная двигательная активность.

Закаливание организма.

Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни , адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни.

Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы , которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям, дело в том, что многие потребности связаны с привычками .

Например , человек, привыкший утром и вечером чистить зубы, чувствует себя весьма некомфортно, если по каким-либо причинам лишен этой возможности. У него возникает потребность очистить полость рта. У человека, незнакомого с зубной щеткой, нет потребности не только чистить зубы, но даже полоскать рот. Его это не беспокоит.

Другой пример . Если человек постоянно занимается гимнастикой, оздоровительным бегом и т.д., то в определенное время у него наступает чувство «мышечного томления». Организм привык получать нагрузку и как бы просит своего хозяина: «Ну, давай, побегай!». Чувство мышечного томления связано с позитивными изменениями в гормональной сфере, и его появление говорит о наличии у человека потребности в систематических движениях. Приведенные примеры показывают, что потребность в здоровом образе жизни вызвана особым внутренним состоянием человека, связанным с чувством удовольствия, комфортности, удовлетворения.

Педагогам дошкольного учреждения и родителям необходимо составить перечень привычек (подчеркнем, привычек, а не навыков и умений! ) здорового образа жизни, которые они гарантированно сумеют воспитать у детей за время их пребывания в дошкольном учреждении. При этом необходимо провести анализ имеющихся привычек, как полезных, так и вредных. И в первую очередь избавлять детей от вредных.
При формировании у детей привычки здорового образа жизни, должен быть учтен лучший опыт семейного воспитания. В дошкольном учреждении в буквальном смысле должна быть введена мода на здоровье среди родителей и сотрудников. Лучший их опыт должен стать достоянием коллектива родителей и педагогов.

И в этом смысле не столь важны предлагаемые технологии оздоровления, сколько методы и средства быстрого приобретения привычек здорового образа жизни. От привычки к потребности - от потребности к здоровому образу жизни - таким должен быть алгоритм деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.

У нас есть целью работы:

Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

· сформировать у детей адекватное представление об окружающем человеке (о строении собственного тела);

· помочь ребенку создать целостное представление о своем теле,

· научить «слушать» и «слышать» свой организм;

· осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;

· формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;

· привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;

· развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;

· ознакомить с правилами поведения на улице, в быту;

· научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;

· ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения).

· формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности;

Формы, средства и методические приемы при формировании ЗОЖ:

Обеспечение двигательной активности:

· утренняя гимнастика

· физкультурные занятия

· музыкальные занятия

· прогулки, подвижные игры;

· пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)

· зрительная, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях)

· оздоровительная гимнастика после дневного сна

· физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);

· эмоциональные разрядки, релаксация;

· ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);

Работа по формированию ЗОЖ также осуществляется через занятия, в совместной деятельности педагога, через режимные моменты; игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.

Используются следующие методические приемы:

· рассказы и беседы воспитателя;

· заучивание стихотворений;

· моделирование различных ситуаций;

· рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

· сюжетно-ролевые игры;

· дидактические игры;

· игры-тренинги;

· игры-забавы;

· подвижные игры;

· психогимнастика;

· пальчиковая и дыхательная гимнастика;

· самомассаж;

· физкультминутки.

Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок широко используем художественную литературу. Детская книга действует на детей идейностью своего содержания, художественной формой. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие. Путем бесед устанавливается связь рассказа с опытом детей, делаются несложные обобщения.

Видное место занимают игры, прослушивание аудикассет и просмотр видеофильмов.


Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни - важная педагогическая задача. Однако ее решение затрудняется недостаточной разработанностью системы педагогических воздействий, средств и условий, при которых обеспечивается в должной мере формирование представлений об основах здорового образа жизни. Вопрос о содержании указанного взаимодействия взрослого и ребенка в соответствии с возрастными особенностями дошкольников разных групп в теории и практике дошкольного образования остается недостаточно изученным.

Для каждой возрастной группы поставлены свои задачи:


Младшая группа:


1. Формировать представление о себе как отдельном человеке; рассказать о способах заботы о себе и окружающем мире; показать модели социального поведения.


2. Знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения).


3. Рассказывать о правилах поведения на улице города: переходить улицу на зеленый цвет светофора только за руку с взрослым, двигаться по правой стороне тротуара, не наталкиваться на прохожих, внимательно смотреть под ноги и вперед.


4. Рассказывать об источниках опасности в квартире и групповой комнате; разъяснить правило «нельзя».


5. Рассказывать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов: умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.


Средняя группа:

  1. Продолжить идентифицировать свое имя с собой; познакомить с внешними частями тела; дать представление о способах выражения своих состояний с помощью мимики и жестов (подняты брови, сжаты губы надуты щеки); ценить свое тело; знать основные правила заботы о нем; устанавливать связи между строением органа и его назначением, между своим состоянием и способами заботы о себе и окружающем мире. Учить одеваться и раздеваться самостоятельно, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, аккуратно складывать и убирать одежду на место; вежливо обращаться за помощью к сверстнику или взрослому.
  2. Уточнить знания ребенка об имени, фамилии, возрасте, своем доме.
  3. Продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности; рассказать, что человек - живой организм, чтобы жить, необходимо активно двигаться, для этого и предназначены органы человека: ноги, руки, туловище, голова. Рассказать о здоровье (как можно познать и изменить себя, как найти свою тропинку к здоровью); познакомить с профилактикой заболеваний: самомассаж, закаливание, правильное дыхание, чередование активного движения и отдыха.
  4. С помощью взрослого устанавливать связь между совершаемыми действиями, привычками и состоянием организма, настроением, самочувствием. «Я буду заниматься бегом, как папа, чтобы стать здоровым и сильным». «Я каждый день правильно чищу зубы, значит, они у меня не будут болеть».
  5. Развивать настойчивость, целеустремленность в уходе за своим телом, физкультурно-оздоровительной деятельности..
  6. Рассказывать о Правилах дорожного движения
  7. Рассказывать о правилах первой помощи при травмах и обморожениях: замерзло лицо на морозе - разотри легко шарфом, но не снегом; озябли ноги - попрыгай, пошевели пальцами; промочил ноги - переоденься в сухое.
  8. Рассказывать о культуре еды, правилах поведения за столом, о последовательности одевания, умывания, правил гигиены; учить рациональным способам самообслуживания. Учить самостоятельно мыть руки, лицо, шею; после умывания смывать мыльную пену с раковины, крана.
  9. Рассказывать, как садиться за стол, правильно пользоваться вилкой, ложкой, есть аккуратно, не спешить, не отвлекаться, не играть столовыми приборами, не набивать рот, не разговаривать с полным ртом, не чавкать брать хлеб, печенье с общей тарелки, но не менять взятое; не мешать другим детям; пользоваться салфеткой, спокойно выходить из-за стола, говорить «спасибо».
  1. Рассказывать о микробах, доказать необходимость использования мыла и воды. Научить заботиться о здоровье окружающих: при чихании и кашле прикрывать рот и нос платком, если заболел, не ходить в садик.

Старшая группа:

  1. Расширять знания ребенка о себе, своем имени, фамилии, возрасте, наследственных особенностях организма, телосложении, походке, реакции на некоторые продукты питания; рассказать, для чего нужно сердце, почему оно стучит, для чего нужны уши, глаза, как мы двигаемся, дышим, общаемся с другими людьми. представлять в общих чертах развитие человека; младенец, дошкольник, школьник, мама (папа), бабушка (дедушка), различать половую принадлежность по внешнему облику (черты лица, особенности телосложения)
  1. Бережно относиться к своему организму, осознавать назначение отдельных органов, условия их нормального функционирования. «У меня есть замечательный помощник - скелет, он помогает мне стоять, сидеть и защищает внутренние органы: сердце, печень, легкие от повреждений, поэтому нужно его беречь, учиться правильно падать на лыжах, на коньках. Тренироваться, заниматься гимнастикой и физическими упражнениями».
  2. Ответственно относиться к внутренним органам, выполнять основные валеологические правила: помоги своему сердцу работой всех мышц, занимайся ежедневно физическими упражнениями; помоги своим легким дышать свежим воздухом, не ленись ежедневно гулять в парке, на участке, сон с открытой форточкой; помоги работе желудка и кишечника, пережевывай каждый кусочек пищи; помоги своему мозгу мыслить, думать, береги от ушибов свою умную голову, совершай добрые поступки.
  1. Знакомить с разными видами закаливания, дыхательной, коррекционной гимнастикой. На примерах литературных героев показать способы заботы о своем здоровье, организме. Беседовать о режиме активности и отдыха, необходимости планировать свое время, об оздоровительной гимнастике, прогулке при любых Погодных условиях, приеме пищи, сне с открытой форточкой. Осознанно выполнять физические упражнения, понимая их значимость для здоровья.
  1. Рассказывать, что на улице нельзя бросаться камнями и снежками, ходить около домов во время таяния снега (могут сорваться сосульки, пласты снега); нельзя дразнить животных, нужно остерегаться бездомны собак и кошек. Не есть незнакомые ягоды, лезть в водоемы. Учить ребенка предвидеть последствия своих действий на основе разных ситуаций (если ты потерялся в парке, встретился с незнакомым человеком).
  1. Беседовать о правилах личной безопасности в быту и в разных жизненных ситуациях.Знать, что если загорелась квартира, нужно немедленно покинуть помещение и позвать на помощь, а не прятаться; нельзя играть со спичками и огнем, трогать газовые краны у плиты, включать электроприборы. Знать телефон пожарной охраны - 01.
  2. Формировать систему представлений о культуре быта человека; познакомить с основными правилами этикета, поведения, питания, общения за столом. Выполнять гигиенические процедуры, самостоятельно следить за чистотой тела. Следить, за чистотой и опрятностью одежды, владеть приемами чистки. Быстро одеваться, раздеваться, соблюдать порядок. Выполнять поручения взрослых и действовать по собственной инициативе: пылесосить, вытирать пыль, игрушки, сушить одежду и обувь, садиться за стол причесанным, в опрятном виде, с чистыми руками. Не мешать сверстникам за столом, убирать свое место после еды.

Подготовительная группа:

  1. Формировать положительную оценку и образ себя; обращать внимание на свою внешность; отвечать на вопросы (Тебе нравится свое имя, хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? Какое у тебя полное имя, отчество, а мамы и папы? Какая у тебя семья, твои домашние обязанности?).
  2. Рассказать о способах бережного отношения человека к своему телу, о неприятностях, которые подстерегают человека, не выполняющего правила жизненной безопасности. Познакомить детей с чувствами и настроениями человека, показать, как они отражаются на его лице (страх, усталость, обида, радость, тревога, удивление, бодрость, смех, раздражение, испуг, слезы, беспокойство, уныние, благодушие, дружелюбие, восхищение, ужас, интерес). Рассказать о здоровье человека, о сохранении целостности органов.
  3. Называть характерные признаки состояния здоровья и нездоровья, рассказывать о ситуациях, которые произошли или могут произойти при нарушении правил, из-за лени, неумения.
  4. Рассказывать о рациональном отдыхе, развивать, стойкую привычку к спорту, физической культуре, зарядке.
  5. Рассказывать, что такое здоровье, красота, гармония и совершенство, сила, грация; понимать особенности функционирования человеческого тела, строение организма человека; активно использовать физические упражнения.
  6. Рассказывать об основных правилах безопасности поведения на улице и в помещениях.
  7. Учить, как самостоятельно, с опорой на картинку, схему рассказывать о ситуациях безопасности, как не нанести вред себе и другим людям, почему человек растет, почему нужно заботиться о своем теле, быть в ладу с самим собой.
  8. Рассказывать о человеческих качествах: аккуратность, чистоплотность, общительность, красота, любовь, драчливость, доброта, настойчивость, вежливость, воспитанность, образованность, талант, сила.
  9. В процессе бытовой, игровой деятельности уточнить и систематизировать знания детей о полезной и вредной пище; учить содержать вещи в порядке. Формировать представление о правилах поведения за столом, личной и общественной гигиены.
  10. Учить обслуживать себя, осуществлять контроль за самочувствием после физической нагрузки; самостоятельно выполнять правила гигиены, контролировать качество мытья рук, ног, шеи; уметь отдыхать, расслабляться; правильно и красиво есть, удобно сидеть за столом, не откидываться на спинку стула, не расставлять локти, пользоваться столовыми приборами, при необходимости вести беседу.

    Используются следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; психогимнастика; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.

    Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок воспитатели широко используют художественную литературу. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие.

    Особое место уделяют работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.

Таким образом, охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов и родителей, которые организуют разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.