Не слышат друг друга в отношениях. Конспект занятия классного часа "учимся слушать и слышать друг друга"

Наверное, каждый из нас помнит, что все сказки заканчивались одной фразой: «Жили они долго и счастливо». Со временем мы начинаем осознавать, что не все волшебные истории о большой любви имеют красивую концовку.

Ведь семейные взаимоотношения предполагают не только сильные чувства и яркие эмоции между людьми, но и умение достойно преодолевать возникшие на жизненном пути трудности . Чтобы брак на протяжении многих лет сохранил прочность и гармонию, необходимо прикладывать множество усилия со стороны супругов. Нужно научиться уважать, прощать, а также слушать друг друга.

Следует отметить, что в семейных отношениях важно не только постоянно общаться со своим избранником, но и выработать навыки его слушать. Как оказалось, не каждый из нас обладает талантом внимательно слушать собеседника .

Психологи отмечают шесть основных причин, из-за которых человек не всегда вникает в значение слов собеседника.

Рассмотрим их более детально:

Следует отметить, что умение слушать является настоящим талантом, которым обладает не каждый человек.

Но, к счастью, стать хорошим собеседником можно легко и быстро. Для этого необходимо изменить собственные привычки и научиться контролировать поведение в процессе общения.

Психологи рекомендуют супругам выполнять следующие рекомендации, чтобы научиться слушать друг друга:

Таким образом, умение слушать является одним из достойных подарков в любовном союзе, который поможет в нем сохранить согласие, уважение и любовь между партнерами.

Интересные выводы о причинах дисгармонии в семейных отношениях сделала известный американский психотерапевт Вирджиния Сатир:

"За годы работы в семейной терапии я поняла, что есть четыре фактора семейной жизни, неизбежно присутствующие в жизни людей, которые приходят ко мне за помощью. Неважно, какой была первичная проблема, приведшая семью в мой офис, — сварливая жена, неверный муж, сын с неадекватным поведением или дочь с неврозом — важно, что рецепт всегда один и тот же. Облегчить семейные страдания можно, лишь найдя способ изменить указанные четыре ключевых фактора".

Среди этих факторов она выделила:

  1. низкую самооценку членов семьи;
  2. не прямое, неопределённое и не слишком честное общение внутри семьи;
  3. жёсткие, негуманные, безапелляционные правила, по которым живёт семья;
  4. социальные связи устанавливаются с позиций страха, обвинений или заискивания.

Каждый из этих факторов семейной жизни, да и в целом отношений, — отдельная тема для разговора. Но мне бы хотелось остановиться на вопросе коммуникаций, о том, как мы выстраиваем диалог со своими любимыми, и почему, порой, мы не слышим друг друга…

По моим наблюдениям можно выделить несколько видов трудностей в общении между партнёрами:

  1. Постоянные упрёки и нападения: "Ты никогда не убираешь за собой посуду!", "Ты думаешь только о себе!", "Опять ты разбросал свои носки по всей квартире" и т.п.
  2. Оскорбления и принижение чувства собственного достоинства партнёра: "Да что ты можешь вообще?..";
  3. Избегание прямых диалогов, уход от общения на значимые и болезненные темы: "Я не хочу об этом говорить!" ;
  4. Закрытость от партнёра, замалчивание, нежелание раскрывать свои истинные чувства, эмоции, неискренность.

Конечно, в любом союзе есть и конфликты, и ссоры, и непонимание. Это и не плохо! Таким образом происходит познание партнёрами друг друга, выход отношений на новый уровень. Но при одном условии: если партнёры умеют слушать и слышать друг друга, выстраивать конструктивный диалог. Собственно, оба условия взаимосвязаны и взаимно влияют одно на другое. Невозможно услышать друг друга в ситуации взаимных упрёков и обвинений и сложно друг с другом о чём-то договориться, когда нет желания слушать.

Когда мы слышим негативную оценку в своей адрес ("Ты не такой, как мне надо" ), возникает естественная реакция — защитить себя. Обвинения и упрёки — это переход на "личности", на чужую территорию, которую, естественно, хочется оборонять. Как? Такими же взаимными обвинениями и упрёками. В итоге, не получая ожидаемого, мы обрываем разговор, хлопнув дверью, и прекращаем вообще общаться. Получается какой-то замкнутый круг. Нет диалога — нет отношений.

Отношениям сложно развиваться, когда кто-то из партнёров сознательно и неосознанно избегает искренних и откровенных разговоров, не говорит о своих переживаниях и чувствах, в конфликтных ситуациях предпочитает удалиться и не контактировать. Но чувства и эмоции, когда-то подавленные, всё равно продолжают жить своей жизнью, они никуда не исчезают, а как бы консервируются и накапливаются. Они обязательно дадут о себе знать в непредсказуемых вспышках гнева, направленных на партнёра, тогда, когда ему будет сложно понять причинно-следственную связь; либо, наоборот, в подавленном настроении; либо в психосоматических реакциях нашего организма, когда уже тело начинает реагировать на дисгармонию внутренней жизни.

Отсюда вывод :

  1. Для того, чтобы отношения развивались по гармоничному сценарию, нужен диалог.
  2. Говорить о своих чувствах и эмоциях, переживаниях и противоречиях со своим партнёром просто необходимо.
  3. На готовность вас услышать влияет сама форма и подача вашего послания, т.е. как вы это сделаете.

Таким образом, мы плавно переходим к практическим рекомендациям о том, как выстраивать диалог со своим спутником жизни. Предлагаю вашему вниманию две технологии:

  1. Вербализация чувств.

Всё очень просто! Когда ваши эмоции "зашкаливают", например, вы начинаете злиться, чтобы не перейти на уровень обвинений и упрёков, проговорите вслух своему партнёру, что именно вы чувствуете сейчас: "Я начинаю злиться на тебя!.. ".

Преимущества этого метода:

  • во-первых, в том, что вы не блокируете свои чувства и всё-таки их проговариваете,
  • во-вторых, вы почувствуете сразу, как ваше эмоциональное напряжение снижается, вы начинаете управлять своими эмоциями, а не идти у них на поводу,
  • в-третьих, вы уже будете способны выйти на уровень конструктивного диалога с партнёром, и здесь шансы на то, что вас услышат, возрастают в несколько раз.

То же самое касается ситуаций, когда вы проговариваете таким же образом чувства партнёра: "Ты сердишься…", "Ты на меня в обиде?.." . Для этого нужно смотреть дальше и видеть за прямыми репликами партнёра его истинные желания и намерения, которые, как правило, носят позитивный характер (чтобы любили, ценили, понимали и т.п.).

Таким образом, вы даёте своему партнёру понять, что вы сейчас в контакте, вы видите и чувствуете его, а также помогаете ему справиться со своими эмоциями.

  1. Я-сообщения.

В начале статьи я приводила примеры "Ты-сообщений", когда мы начинаем обвинять партнёра в том, что он не соответствует каким-то нашим ожиданиям. И естественная реакция — защита.

Когда же мы говорим о себе, о своих чувствах, своих ожиданиях, о близкой и понятной нам картине мира, то не создаём поля для дискуссий. Здесь нет предмета для спора, т.к. это наши чувства. Мы остаёмся на своей территории, не унижаем чувств партнёра и вновь повышаем шансы для того, чтобы услышать друг друга.

Пример:

Вместо того, чтобы сказать: "Ты любишь только свою работу!" — попробуйте через Я-сообщение отразить свои чувства и желания: "Я скучаю по тебе…", "Мне грустно, когда тебя долго нет дома…", "Как я могу тебе помочь, чтобы мы могли больше времени проводить вместе?..".

Услышав такие послания, кому захочется с этим спорить и этому сопротивляться? Здесь нет упрёков, есть отражение значимости и ценности партнёра для вас.

Конечно, чтобы союз развивался по гармоничному сценарию, нужно ещё очень много факторов, о которых говорила Вирджиния Сатир. Но важно помнить: если вы действительно хотите дарить друг другу как можно больше радости от ваших отношений, начинать нужно всегда с себя. Начните меняться, по-другому общаться, и вы увидите, как и мир вокруг вас будет преображаться!

Вопрос психологу:

Здравствуйте. Меня зовут Виктория, мне 20 лет, живу в гражданском браке почти уже 3 года, есть ребенок, ребенку 1,8, мужу 21 год. Познакомились мы, когда мне было 17, ему 19. Сначала были обычные отношения, просто гуляли, говорили обо всем. Потом через некоторое время начали жить вместе. Я не была в него влюбленна, но позже поняла, что я его начала любить за то, какой он был тогда. Я начала тогда понимать, что именно от этого человека я хочу ребенка, хоть он у меня и не первый партнер. Он был не против, мы пробовали пол года, в итоге ничего не выходило. Потом мы пустили все на самотек и так получилось, что я забеременела. В итоге решили рожать, мы были против абортов. Я родила, сначала все было хорошо, он мне помогал как только мог, потом он начал пить, гулять, начались скандалы. Я все терпела, думала, что ему тяжело в таком возрасте быть отцом и обеспечивать ребенка. Но потом стало все хуже, начал поднимать руку, один раз чуть не задушил, но все обошлось. Я терплю только из-за своей любви и ради ребенка, т.к. мой отец меня почти не воспитывал и не хотелось, что бы и мой ребенок рос без отца. Но ребенка он кстати очень любит и меня (как он говорит), постоянно извиняется, просит прощения. Но потом был небольшой перерыв, и он начал среди ночи уходить к друзьям. Потом начал смотреть пошлые "фильмы для взрослых" и скачивать себе на телефон. Мне конечно было очень больно и неприятно, ведь ответа зачем он это делал он не давал, сейчас за ним уже такого не замечала пока что. Я хочу знать стоит ли мне быть дальше с этим человеком? Ведь особо пойти нам некуда и расписываться с ним я пока не могу согласиться, у меня постоянные сомнения на его счет, не уйдет ли он опять к друзьям, не будет ли опять смотреть это, ни начнет ли поднимать руку. Я уже и не знаю что нам делать, как мне вести себя с ним. Может стоит что-нибудь изменить в нашей жизни?

На вопрос отвечает психолог Унтерова Виктория Владимировна.

Здравствуйте, Виктория! Путь к пониманию один - беседы. Но имеет большое значение то, как разговаривать. Можно высказывать свое недовольство, упрекать друг друга, и это ни к каким переменам не приведет. Для того, чтобы беседа была эффективной не стоит оскорблять или упрекать собеседника, нужно четко обозначить, что Вам неприятно и что Вы хотите в результате, что готовы предложить сами для изменения ситуации, договориться о том, как вы теперь будете жить, сказать о своей любви, о том, что вам очень нужна поддержка. Иногда бывает, что женщина после рождения ребенка погружается полностью в новый образ жизни, посвящает ребенку почти все свое время, забывая о муже. Действительно, маленький ребенок требует много заботы, внимания, женщина устает, ждет от мужа помощи. Но помимо того, что вы с мужем стали родителями, вы были и остаетесь супругами, и об укреплении своих супружеских отношений тоже важно заботиться. Возможно, вашему мужу последнее время не хватало интересного времяпрепровождения с Вами, интимной близости, отсюда и его попытки разнообразить жизнь, гуляя с друзьями, скачивая "фильмы для взрослых". Все это можно изменить, если у Вас по-прежнему есть чувства. Обсудить, научиться распределять время таким образом, чтобы можно было проводить какие-то часы с мужем наедине.

Но ничем нельзя оправдать то, что мужчина поднимает руку на женщину. Ваш муж, видимо, эмоционально неуравновешенный человек, не может контролировать себя, а это значит, что при любой эмоциональной встряске снова может быть рукоприкладство. Это опасно для Вас и для ребенка. Может быть достаточно и одного раза, чтобы все закончилось очень печально.

Виктория, Вам в итоге решать, жить с ним или нет, но я очень хочу, чтобы Вы осознавали вероятные последствия своих решений.

Поскольку ваш муж перестал Вам помогать с ребенком, то сейчас ответственность за ребенка, за саму себя на Вас. Вы хотите для ребенка полную семью, это желание естественно. Но, Виктория, задумайтесь, хорошо ли ребенку расти в ситуации постоянных родительских конфликтов, когда мама часто выглядит несчастной? Маленькие дети очень хорошо чувствуют эмоции мамы, в силу своего возраста не могут понять, что происходит в семье и считают виноватыми себя: "Я плохо себя веду, поэтому мама плачет. Значит, я плохой". Таким образом порождается масса комплексов. Гораздо больше, нежели когда ребенок живет в спокойной обстановке с мамой, но без папы.

Виктория, на нынешний момент порекомендую Вам стараться избегать конфликтов с мужем, зная, что этим можно вызвать его агрессию. Если Вы решите расстаться с ним, то продумайте все возможные варианты, где можно жить, на какие средства. Если Вы живете в крупном населенном пункте, то сейчас почти везде есть Центры помощи женщинам и детям в трудной жизненной ситуации, посмотрите в интернете контакты. Там предоставляют жилье, еду, вещи, помогают маме встать на ноги, трудоустроиться.

МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»

Конспект классного часа психолога по теме

«Учимся слушать и слышать друг друга»

(для обучающихся классов «Особый ребенок»)

педагог-психолог

Боброва Елена

Александровна

г.Оса

Классный час по теме «Учимся слушать и слышать друг друга».

Цель: помочь осознать важность умения слушать и слышать в процессе общения с окружающими людьми; помочь учащимся в овладении правилами хорошего слушания, побудить к работе над собой.

I. Начало работы.

Здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, какое у вас настроение? Чего вы ждете от сегодняшнего занятия? (Дети по кругу передают мячик, делятся своими мыслями.)

II. Разминка. Упражнение - активатор «Испорченный телефон».

Начнем занятие необычно. Участвует 5 человек, остальные – наблюдатели.

Четырех человек просят выйти из комнаты, предупреждая, что их будут вызывать по одному для передачи информации. Первому участнику зачитывается текст:

«Когда космонавт Леонов впервые вышел в открытый космос, он оторвался от корабля и стал возвращаться, но ничего не мог поделать, так как в космическом пространстве ему не от чего было оттолкнуться. Потом, он все-таки поймал трос, но тут столкнулся с новой проблемой: его скафандр в открытом космосе раздулся, и он не смог протиснуться обратно в корабль. Насилу он это сделал».

После этого ведущий вызывает второго участника в аудиторию, а первого просит передать ту информацию, которую он запомнил. Затем второй передает третьему и т.д. Информацию последнего сверяют с исходным текстом. Во время передачи информации оставшиеся участники тренинга регистрируют, кто упустил информацию, исказил, привнес свою. Результаты обсуждаются в группе участников.

Почему последний участник получил текст с искажением?

Какую игру это напоминает? («Испорченный телефон».)

Что помешало правильно передать информацию? Что помогло?

III. Работа по теме.

Определите, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (Мы будем учиться слушать и попытаемся сформулировать правила хорошего слушания.)

При общении очень важно не только уметь правильно передавать свою мысль, но и уметь слушать другого.

Упражнение - Сейчас мы будем передавать друг другу мяч и тот у кого мяч должен будет нам сказать кого и что мы можем слушать в нашей жизни? (учителя, друга, телевизор …)

Рассмотри рисунки. С какой целью слушают герои на рисунках? (слайд презентации)

Рассмотри рисунки. Кому из слушателей интереснее рассказывать? (слайд презентации

Демонстрация на примерах образцов плохого и хорошего слушания.

Ребята сейчас послушайте 3 ситуации:

Хорошо или плохо слушали в показанном примере? Почему так решили?

Сюжет 1:

Света рассказывает своим друзьям о своих впечатлениях от поездки на море. Один из друзей во время рассказа постоянно смотрит на часы, другой зевает, третий перебивает, рассказывая о себе.

Сюжет 2:

Учитель объясняет задание, дети кто смотрит в окно, кто вертится по сторонам, кто рисует.

Сюжет 3:

Мама просит сына или дочь сходить в магазин за продуктами и объясняет, что нужно купить. Сын (дочь) слушает, глядя маме в глаза, кивая головой, переспрашивая и уточняя список продуктов.

IV. Разминка. Упражнение - активатор.

Поиграем в игру «Бывает – не бывает». Я вам читаю фразы, а вы внимательно слушаете. Если это бывает, то хлопаете в ладоши. А если этого не бывает – топаете ногами.

Волк бродит по лесу.

В кастрюле варится молоток.

Собака плавает по небу.

Кошка гуляет по крыше.

Волк сидит на дереве.

Домик рисует девочку.

Девочка гладит собачку.

Молодцы! Вы внимательно слушали и правильно выполнили задание.

-Ребята иногда во время общения нам приходится понимать друг друга без слов и сейчас мы в этом умении потренируемся.

Игра «Пойми меня».
Все учащиеся рассаживаются полукругом, один из детей выходит в центр. Классный руководитель шёпотом говорит ему, какое состояние, настроение ему нужно показать с помощью жестов и мимики. Задача сидящих – понять, почувствовать ведущего и громко сказать загаданное слово.
Примеры слов: страх, радость, гнев, облегчение, усталость, огорчение, безразличие, удивление, веселье, обида, раздражение, гордость.

Для чего мы проводили эту игру? (Чтобы проверить умение понимать чувства других по мимике и жестам)
Ребята для следующего упражнения вам нужно разделиться на пары (делимся при помощи картинок)

Игра«Мывместе».
Все учащиеся разбиваются по парам. Если число участников нечетное, то одному из детей пару составит классный руководитель. Каждой паре нужно посовещаться, договориться и изобразить жестами то, что эта пара любит делать вместе. Начинать свой показ надо словами «Мы вместе очень любим..»

Упражнение «Объясни при помощи слов».

Дети на листочках получают надпись и должны объяснить детям что у них написано, другие отгадывают:

Лыжи, телевизор, магнитофон, снег, учитель, игра в футбол, компьютер, детский дом, яблоко, торт, друг.

V. Завершение работы.

Давайте же попробуем сформулировать правила хорошего слушания.

    Нужно настроиться на тему беседы.

    Во время беседы не надо смотреть на посторонние предметы, лучше смотреть в глаза собеседнику.

    Стараться слушать с интересом.

    Не прерывать собеседника в разговоре, дать ему возможность высказать свою мысль до конца.

    Слушая, стараться выделять главные мысли говорящего и стараться правильно понять их.

    Если что-то непонятно, переспросить, уточнить.

    Во время беседы желательно проявлять эмоциональную реакцию на то, что говорят.