Любимые игры с малышом: ладушки и пальчиковые игры, потешки и прибаутки. Сорока-ворона кашу варила

(для себя в качестве инфо)

Старославянские игры «Ладушки» и «Сорока-ворона» великолепно развивают речь, мелкую моторику, память и чувст­во ритма у ребёнка. Кроме того, песенки, которые хорошо рифмуются, важны для по­знания математических азов, музыкальных законов и развития языка.

Оказывается, игры типа «Сороки-вороны» и «Ладушек» – не игры вовсе, а лечебные процедуры. Другими словами, в древности детей пестовали. Пестование – это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребёнка и настройки ребёнка на биополе Земли.

Так называемые «пестушки» мамы произносят, когда умывают ребёнка:

Водичка, водичка,
Умой моё личико –
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щёчки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

«Сорока-ворона» или «Сорока-белобока».

На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила» стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.

На центре ладони – проекция тонкого кишечника, отсюда и надо начинать массаж. Затем неторопливо увеличивайте круги – по спирали к внешним контурам ладони (здесь проекция толстого кишечника).

Закончить «варить кашу» надо на слове «кормила», проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).

Описывая работу «сороки-вороны» на раздаче каши деткам (пальчикам), не стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждый пальчик вашего ребёнка надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный – для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени, указательного – желудка.

Большой палец (которому «не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил – вот тебе!») не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый «лёгочный меридиан». Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

Игра «Сорока-ворона» подойдёт и взрослым. Решите сами, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

Полный текст «Сороки-вороны».

Развивающие игры для младенцев: «Ладушки» и «Сорока-ворона»Сорока-ворона
(водим пальчиком по ладошке)
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
(загибаем по очереди пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Он дрова не рубил,
Он воду не носил,
Он печку не топил,
Он кашу не варил,
Он Машу не кормил.

Подобные «пестушки».

Пальчик-мальчик,
Где ты был?
- С этим братцем -
В лес ходил.
С этим братцем –
Щи варил.
С этим братцем –
Кашу ел.
С этим братцем –
Песни пел!

Этот пальчик – дедушка,
этот пальчик – бабушка,
этот пальчик – папа,
этот пальчик – мама,
этот пальчик – я.

Этот пальчик хочет спать,
этот пальчик – прыг в кровать,
этот пальчик прикорнул,
этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.

Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот – резал.
Этот – ел.
Ну, а этот – лишь глядел!

Этот мышонок в норке сидит,
Этот мышонок в поле бежит,
Этот мышонок колосья считает,
Этот мышонок зерно собирает,
Этот мышонок кричит: “Ура!
Все собирайтесь, обедать пора!”

Палец толстый и большой
в сад за сливами пошёл.
Указательный с порога
указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный подбирает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

Сначала кулачок сжат. Потом пальчики по одному разжимаются, а в конце снова по одному прячутся в кулак.

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли зайчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.

«Ладушки».

Хироманты (это люди, которые гадают по ладони) зажатый кулак или большой палец, «запрятанный» в кулаке, считают признаком слабоумия либо полного истощения жизненной энергии. Именно потому, по их мнению, у младенцев всегда сжаты кулачки, а по мере того как дитя взрослеет и набирается ума, кулачок раскрывается.

Психологи и неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев). Вполне вероятно, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнёт работать.

Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности – к собственной ладошке, к голове или к маминой руке.

Ладушки, – говорите вы, – ладушки. – И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони.
- Где были? У бабушки! – соедините его ручки ладошка к ладошке.
- Что ели? Кашку! – хлопнули в ладоши.
- Что пили? Бражку! – ещё раз.
- Кыш, полетели, на головку сели! – это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности.

А вот полный текст «Ладушек».

Ладушки, ладушки!
Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
- Что пили?
- Бражку!
Кашку поели,
Бражку попили,
Полетели-полетели-полетели,
На головку сели!

Подобные «пестушки».

Ладушки, ладушки.
Мы пекли оладушки.
Получилось ровно пять:
Один Жучке надо дать,
Два – коту с усами,
Два съедим мы сами.

Мыли мылом ушки,
(изображаем, как мы моем ушки)
Мыли мылом ножки,
(изображаем, как мы моем ножки)
Ах, какие ладушки,
(ладошки поднимаем над головой)
Ладушки – ладошки.
(крутим ладошками над головой)
Наварили кашки,
Помешали ложкой,
(как в «сороке-вороне» пальчик крутим по ладошке)
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Строили ладошки
(ладошки изображают домик над головой)
Домик для матрёшки.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Прилегли ладошки
(ладошки ложатся спать под щёку)
Отдохнуть немножко.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.

Стенка, стенка
(потрогать щёчки)
Потолок
(потрогать лобик)
Две ступеньки
(прошагать пальцами по губам)
Дзинь – звонок!
(нажать на носик)

Потешку » Сорока ворона кашу варила » знают, конечно, все. Ведь и нам с вами, когда мы были маленькими, мама водила по ладошке пальчиком и приговаривала «сорока ворона кашку варила, деток кормила». Не знаю, как вам, а мне всегда было жалко этого последнего птенца, которому ничего не дали. Вот такое у меня в детстве было понятие о справедливости 🙂

Но ведь кроме «морально-воспитательной», у этой потешки есть ведь еще и другая практическая задача, правда? В «стандартных» вариантах потешка «Сорока ворона кашу варила» является одной из для малышей. Сначала мы водим пальцем по ладошке ребёнка — «варим кашу». Потом начинаем «кормить» персонажей потешки, при этом загибая пальчики ребенка по очереди. Такие пальчиковые игры-потешки очень полезны для развития речевого аппарата и мелкой моторики рук у малышей.

Сегодня мы познакомим вас ну просто с огромным количеством вариантов известной потеки про Сороку-ворону и ее деток. Ну, начали!

Первый вариант текста «»

(Водим пальцем по часовой стрелке по ладошке ребенка).

Сорока-ворона кашу варила, деток кормила

(загибаем мизинчик) Этому дала,

(загибаем безымянный палец) Этому дала,

(загибаем средний палец) Этому дала,

(загибаем указательный палец) Этому дала,

(держим большой палец и НЕ загибаем его) А этому не дала:

«Ты – дров не рубил, кашу не варил, мне не помогал: ты каши не получишь!» (и тут грозим своим указательным пальцем большому пальчику малыша)

Следующий вариант потешки «Сорока ворона кашку варила» помогает малышам запомнить первые пять цифр счета.

Сорока — белобока
Кашку варила,
Ребяток кормила:
Первому дала,
Второму дала
Третьему дала,
И четвертому дала
А пятому не дала:
Жирный, толстый, ленивый,
За водой не ходил,
Дров не рубил,
Не будет тебе кашки!

Следующий вариант потешки «Сорока ворона кашу варила» позволит малышам не только тренировать мелкую моторику рук, но и запомнить названия своих пальчиков.

Сорока-ворона кашку варила, деток кормила и говорила:
«Этот — пальчик большой – воду носил,
Этот — пальчик указательный – дрова колол,
Этот — пальчик средний – печку топил,
Этот — пальчик безымянный – кашу варил.
А этот – мизинчик – за водой не ходил,
Дров не колол, печку не топил, кашу не варил.
Ты кашу и не получишь!»

Следующий вариант очень похож на «классический».

Сорока ворона
Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала,
Этому дала,
— А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.

В следующем объясняется подробно, почему не стоит кормить пятого птенца:

Сорока, сорока
Была белобока,
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала
И тому дала,

И третьему дала,
И четвертому дала
А пятому не дала:
Толстый, жирный,
За водой не ходил,
Дров не рубил,
Нет тебе кашки!

Следующий вариант простой и лаконичный. Для «ленивых».

Сорока ворона
Кашу варила,
Детей манила,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

В следующем варианте потешки «Сорока ворона кашу варила» на сцене появляются гости. Точнее, «почти» появляются. Они не приходят, и только поэтому несъеденное ими достается деткам.

Срока ворона
Кашу варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил!
Зачем воду не носил!

А в следующих двух вариантах речь о детках уже вообще не идет. Их вороне заменяют гости.

Ворона, ворона,
Куда летала?
— Гостей скликала,
Каши им давала.
Кашка масляная,
Ложка крашеная,
Ложка гнется,
Нос трясется,
Душа радуется.

Сорока-сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей манила,
Гости во двор —
Кашку на стол.
Гости со двора –
И кашка со стола.

Ну и в заключение — совсем непонятный вариант потешки «Сорока ворона»

рока, сорока,

На порог скакала,
Гостей поджидала:
Не приедут ли гости,
Не съедят ли кашку?
Приехала Агашка,
Всю съела кашку.
Этому дала на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому на мутовочке,
Этому весь горшочек,
Пальчику-мальчику
Не досталось.
Пальчик-мальчик
Толчет, мелет.
По воду ходит,
Квашню творит:
Вода на болоте,
Мука не молота.
Квашенка на липе,
Мутовка на сосне.
Взял коробичку,
Пошел по водичку.
Тут ступил — nепленько,
Тут — горяченько,
Тут пень да колода,
Тут белая береза,
А тут ключики кипят-кипят

Вот такие похожие и в то же время разные варианты! А вам какой-нибудь из них понравился? Или, может, вы еще какой-нибудь знаете?

Развивающая игра в Ладушки известна вам лучше всего, наверняка! Играть в эту игру с ребенком можно и когда он у вас на ручках, и когда он лежит на спинке. Главное, чтобы ребенок был сух и сыт.

Подойдите к своему малышу и улыбнитесь ему, позовите ребенка по имени. Когда ребенок вас заметит, можно начинать играть. Возьмите руки ребенка в свои и аккуратно двигайте ими так, чтобы они соприкасались друг с другом. Таким образом, малыш будет вместе с вами хлопать в ладошки. А вы просто напойте ему песенку пока играете: «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки! Что ели? Кашку! Что пили? Бражку!» Пожалуй, эту песенку с самого детства знает каждый родитель. Потому как все мы когда-то были детьми, и с нами со всеми в разном возрасте играни в Ладушки. Пока ребенок маленький, можно напевать песенку медленно, а потом, со временем, понемногу ускорять темп.

Ира в Ладушки развивает ощущение ритма, также игра Ладушки тренирует ручки малыша, да и все тело. Ладушки помогают выработать базовую моторику ребенка. Вот такие простые, и непростые Ладушки.

Развитие ребенка от 0 до 3-х месяцев: Игра в Сороку-Ворону

Развивающие игры: Когда играть?

Когда памперсы уже поменяли, и малыш сухой лежит на спинке как раз время поиграть с с Сороку-Ворону! Каждый из нас с детства помнит эту игру, хотя и не всегда как развивающую игру, но как веселое стихотворение.

Развивающие игры: Как играть?

Руки и ноги малыша должны быть свободными, и ребенок хочет с вами поиграть – погладьте кончиком пальца его ножку, потрогайте ребенка за пяточку. Малыш засмеется вам в ответ и станет вытягивать на своих ножках пальчики – ему щекотно. Теперь можно погладить малыша за мыски. Теперь малыш сжимает свои пальчики – ему тоже щекотно. Это нужно проделать несколько раз - гладить то мыски, то пяточки. А потом можно взять каждый пальчик, по очереди, начать с мизинца, и немножечко сжать. Вот теперь можно петь знаменитую песенку «Сороко-Ворона».

Сорока-Ворона, Кашку варила, Деток кормила.
Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала,
А этому не дала! Ты кашу не варил, деток не кормил,
Дров не рубил – лодырь!

Потом эту же игру можно перенести на ручки. А когда допеваете песенку, сделайте вид, что хотите съесть большой пальчик – шутя. Малышу это наверняка понравится!

Развивающие игры: Что развивает эта игра?

Игра Сорока-Ворона уже на протяжении многих поколений развивает мелкую моторику ног и рук. Она учит ребенка ощущать свое тело, и тренирует внимание малыша. А еще игра Сорока-Ворона учит ребенка выражать свои чувства и эмоции.

В сотый раз убеждаюсь, что никакие европейские практики и американские методики не идут ни в какое сравнение со славянской, нашей родной мудростью. Доман, Монтессори просто нервно стоят в сторонке и курят, смотря на нашу "Сороку-ворону" с ее кашей. Каждое слово, каждое движение неспроста, по-науке, вот только диву даюсь, неужели наши бабульки знали о связи желудочно-кишечного тракта и ладошке, когда незатейливый этот стишок сочиняли.
Дальше из Интернета:
Сорока-ворона
На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти \"бабушкины сказки\" - не что иное, как массаж в игре.
Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре \"Сорока-ворона кашу варила, деток кормила\" стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.
На центре ладони - проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массажик. Затем увеличивайте круги - по спирали к внешним контурам ладони: так вы \"подгоняете\" толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить \"варить кашу\" надо на слове \"кормила\", проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).
Дальше - внимание! Все не так просто. Описывая работу \"сороки-вороны\" на раздаче этой самой каши деткам, не стоит халтурить, указывая легким касанием \"этому дала, этому дала...\" Каждого \"детку\", то есть каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный - для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного - желудка. Большой палец (которому \"не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил - вот тебе!\") не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый \"легочный меридиан\". Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует \"побить\", чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.
Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

Эта старинная русская народная игра-потешка, называемая ещё иногда Сорока-сорока, предназначена для самых маленьких. Она развивает мелкую моторику и повышает общее физическое развитие.

Игра эта описана ещё у В.И. Даля в «Пословицах русского народа», но вариантов стишка существует превеликое множество. Мы попытаемся описать основные.

Правила игры для детей Сорока-белобока

Посадите ребёнка себе на колени, возьмите в руку его ладонь и, приговаривая нехитрый стишок, трогайте его пальчики. Вначале указательным пальцем спиральным движением водим по ладошке ребёнка (как будто мешаем кашку):

Сорока-белобока
Где была? - Далёко!
Печку топила,
Кашку варила,
Деток кормила.
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости на двор -
Кашицу на стол.
Этому дала на блюдечке, (загибаем мизинец)
Этому - на тарелочке, (загибаем безымянный палец)
Этому - на ложечке, (загибаем средний палец)
Этому - поскрёбышки. (загибаем указательный)
А этому - не дала! (трогаем за большой палец)
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил -
Ничего тебе не дам!

Кстати, немногие знают, что у игры есть такое продолжение:

Вот он ходит - воду носит, (сгибаем-разгибаем большой палец)
Дрова рубит,
Печку топит,
Кашу варит.
Знай-знай наперёд!
- Ну, мамочка-мамочка, ну дай кашки!
- Ну, на тебе - кашки-малашки!
- Ням-ням-ням...
Поели-поели, (вытираем губы)
Полетели (машем руками),
На головку сели!

Ещё один вариант:

Ты воды не носил,
Ты печку не топил!
Вот он ходит-ходит,
Воду носит, печку топит.
Здесь - холодная вода (гладят ладонь ребенка).
Здесь - тёплая вода (гладят локоть)
А здесь - кипяток-кипяток-кипяток! (щекочут подмышки)

И ещё один вариант с движениями:

Сорока-белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала (обеими руками «зовём» к себе гостей).
Гости не бывали (разводим руки в стороны, изображаем сожаление),
Кашки не едали.
Всю кашку деткам отдала:
Этому - на ложечке (ладонь ковшиком и протягиваем вперёд),
Этому - на поварешке (складываем обе ладони ковшиком),
Этому - на ухвате (поднимаем обе ладони вертикально, прижимаем одну к другой)
Этому - на лопате! (складываем ладони и протягиваем их вперёд)
Пальчику-мальчику
Не досталось.
Пальчик-мальчик
Толчёт, мелет.
По воду ходит,
Квашню творит:
Вода на болоте,
Мука не молота.
Квашенка на липе,
Мутовка на сосне.
Взял коробичку,
Пошел по водичку.
Тут ступил - тёпленько,
Тут - горяченько,
Тут пень, тут колода,
Тут студёная вода,
А тут ключики кипят-кипят!