Ценные советы в деле воспитания детей. Как правильно воспитывать ребенка: секреты счастливых родителей Что нужно того воспитывать детей

Для того чтобы ваш малыш рос в любви, гармонии и в уютной атмосфере, вы должны додерживаться некоторых правил в его воспитании.

  1. Ребенок должен воспитываться в атмосфере любви и спокойствия. Если вы в стрессовом состоянии, то это не должно никаким образом отображаться на малыше. Он не несет ответственности за вашу реакцию.
  2. Следует нести ответственность за свое собственное поведение. Это нужно для того, чтобы вы могли правильно ответить на поведение ребенка.
  3. Следите за своим поведением, для того, чтобы вы могли проанализировать, каким образом появляются нежелательные результаты в воспитании малыша.
  4. Постарайтесь полностью найти свое душевное равновесие. Если вы хотите воспитывать малыша мирным и ласковым, вам нужно следить за своим рационом, питание должно быть правильным, поддавать свой организм постоянным физическим нагрузкам. Так же для того, чтобы поддерживать хорошее эмоциональное состояние, следует медитировать или просто расслабляться. Вы должны себя вести уверенно и спокойно.
  5. В ответ на поведение своего ребенка вы можете ответить очень агрессивно.
    Для того, чтобы этого не случилось, старайтесь не спешить в принятии решений. Дайте своим эмоциям остыть и только тогда принимайте решение. Чем больше вы будете спешить, тем большая вероятность того, что вы сведете себя с ума.
  6. Никогда не давите на своих детей в принятиях решений или выполнении ваших просьб. Несомненно, вам не особо будет нравиться то, что на ваши требования дети реагируют очень медленно, или вовсе не реагируют. Но если вы будете давить на них и подгонять, то результат вас вовсе не порадует.
  7. Помните, что ваше эмоциональное состояние очень отображается на состоянии вашего ребенка. Ребенок, который находится в спокойном состоянии, ведет себя намного лучше, чем ребенок, который постоянно поддается стрессам. Так что, чтобы ребенок был спокойным, ведите себя с ним соответственно.
  8. Когда вы берете на себя заботу о ваших с ребенком отношениях, заодно вы должны взять заботу о себе.
  9. Для того чтобы научить малыша контролировать и отвечать за свои действия, вы в первую очередь, должны контролировать себя.
  10. У вас должен быть хорошо развит самоконтроль. Самоконтроль во всех ситуациях начинается с того, контролируете ли вы свою реакцию. Помните, что если ребенок вас провоцирует, контроль над ситуацией находится на тот момент у него.
  11. Следите за словами, которые вы говорите ребенку. Если вы ему говорите такие фразы: «Ты заставляешь меня злиться», «Я нервничаю из-за тебя», то таким образом вы позволяете, чтобы ребенок управлял ситуацией и провоцировал ваше поведение.
  12. Малыш в вашу жизнь был послан свыше, и наступило время самосовершенствоваться.
  13. Никогда не теряйте уравновешенность и терпение, как бы ребенок себя не вел. Таким образом, вы поддерживаете свою власть над ним.
  14. Для воспитания малыша нужна любовь и мудрость. Вы должны справляться со всеми проблемами мирным, спокойным путем.
  15. Вы придете к спокойствию постепенно. На пути к мирному управлению ситуацией довольствуйтесь самыми маленькими шагами. Вы будете тратить время зря, выходя из себя.
  16. Злое отношение к ребенку показывает ему то, что вы не можете правильно справиться с ситуацией, которая происходит. Таким образом, вы демонстрируете ребенку неуважение к себе.
  17. Для того, чтобы показывать ребенку сове хорошее поведение, а так же теплое, ласковое и уважительное отношение, ему нужна мирная, положительная и гармоничная обстановка.
  18. Наиболее неэффективными способами воспитания являются стрессы, злость, споры, . Таким образом, вы можете добиться обратного результата.
  19. Вы должны правильным путем установить детям дозволенные границы. Детям эти границы нужны, чтобы знать пределы дозволенного поведения.
  20. Для того, чтобы установить границы в воспитании, вам нужно внимательно следить за своим поведением. Если ваша реакция, будь вы на месте ребенка, обидела бы вас, то это значит, что она обидит и заденет его. Так что задумайтесь перед тем, как что-то делать.
  21. Если вы агрессивно реагируете на поведение своего малыша, то вы огорчаетесь и быстро устаете. Ваш ребенок в этом не виноват, это только ваша вина. Ваша негативная реакция может только усугублять сложившуюся ситуацию.
  22. Проанализируйте свои мысли, касательно малыша. Если мысли о нем приводят вас в состояние злости и стрессу, то это значит, что ребенок не является причиной проблемы. В этом виноваты вы, а именно ваши мысли.
  23. Постоянно думайте о том, что ваш ребенок такой, каким бы вы хотели его видеть. Так же думайте о том, какими бы методами вы бы хотели его воспитывать. Помните, что мысли могут реализоваться.
  24. Вы должны быть достаточно мудрыми для того, чтобы не усугублять возникшую проблему, а устранить ее. Если вам не нравится, как ведет себя ребенок, то своим стрессом вы никак не повлияете на улучшение ситуации, а только усугубите ее.
  25. Если вы хотите изменить свою реакцию на поведение своего ребенка, вы должны научиться перестать обвинять малыша в его поведении. Не следует постоянно указывать на его недостатки.
  26. Основная часть ваших действий должна быть направлена на то, чтобы поведение ребенка улучшалось. Вы должны быть добрыми, положительными и шутливыми.
  27. Если вы все время воспринимаете себя как мученика, страдаете, то вы теряете свою власть и самоуважение в воспитании ребенка. Не стоит воспринимать себя, как жертву. Научитесь радоваться и наслаждаться собственными победами.
  28. Если вам в какой-либо ситуации нужно быть твердыми, то проявляйте твердость, не вовлекая эмоции. Если вы ограничиваете ребенка в чем-нибудь, проявите при этом доброту. Будьте очень последовательными, для того, чтобы ребенок понял, что от него требуется.
  29. Когда вы выходите из себя и теряете контроль над своими эмоциями, вы теряете опыт воспитания. Злость и гнев плохо отображаются на ребенке.
  30. Ваш стресс и ваша злость, вызванные поведением ребенка, показывает то, что вы слишком давите на себя, после чего срываетесь на ребенке. Поведение вашего ребенка перестанет вам казаться столь плохим, если вы начнете заботиться о себе.
  31. Если вы не знаете, как повлиять на поведение своего ребенка, не стоит впадать в отчаяние. Просто расслабьтесь, понаблюдайте за своим малышом и ни в коем случае не теряйте уверенности в себе. Не спешите с выводами, проанализируйте ситуацию и только тогда принимайте решение.
  32. Перед тем, как получить контроль над ситуацией, вам следует узнать о том, как это не владеть ситуацией вообще. Так что, если произошло так, что вы потеряли контроль над тем, что происходит, то пусть все идет своим чередом.
  33. Не следует концентрировать свое внимание на поведении, которое вас раздражает, попробуйте уделять больше внимания тому поведению, которое вам нравиться. Ведь у всех есть свои положительные и отрицательные стороны.
  34. Не стоит бороться с тем поведением ребенка, которое вам не нравиться. Направляйте свои старания на то, чтобы добиться желаемого результата.
  35. Самым главным элементом хорошего поведения малыша являются надежные, доверительные, теплые отношения с родителями, в которых проявлено взаимное уважение. Своей агрессией вы не даете наладить такие отношения.
  36. Демонстрируйте ребенку хорошее поведение со своей стороны, станьте образцом для него. Тогда малыш изменит свое поведение.
  37. Самое главное это верить в свои собственные силы и в то, что вы сможете пройти через все. Вы сможете воспитать своего малыша в спокойной атмосфере любви и счастья, без злости и стресса. Главное сильно этого захотеть!
  38. Ну и последнее - читайте журнал для родителей сайт!

Воспитание детей – это сложная задача, которая длится с момента появления ребёнка у вас в семье. Порой поведение их любимого чада ставит любящих родителей в тупик, и кажется, что выхода из сложившейся ситуации просто нет. Однако выход всегда есть, нужно лишь обдумать свои действия по отношению к ребёнку, провести анализ поведения вашего ребёнка, выяснить, почему он несносно себя ведёт, постараться взглянуть на проблемы воспитания глазами чада.

Родители должны знать основы детской психологии

Важную роль в воспитании играет общение между родителями и ребёнка. Многие специалисты заявляют о том, что это самый важный и действенный способ, чтобы повлиять в детском возрасте на поведение и характер, что в последующем сыграет большое значение при формировании в будущем личности и взгляда на жизнь детей.


Доверительные отношения между родителями и детьми

Ниже расположены статьи на тему «детская психология», «воспитание ребёнка», с которыми должны ознакомиться все родители, чтобы не делать ошибок в воспитании ребёнка.


Что такое детская психология — определение

Статья о том, как успокоить детей во время конфликтов

Большинство родителей понятия не имеют, как убедить ребёнка вести себя спокойно, как найти подход в детском возрасте со своим чадом.

Воспитание детей, достигших подросткового возраста – это головная боль для многих родителей. Психология ребёнка резко меняется, у него часто меняется настроение. Несколько минут назад общение с родителями ребёнка очень радовало, он рассказывал взрослым об учёбе, своих достижениях и о своей жизни в обществе, а спустя время ребёнка будто подменили. Он начинает капризничать, требовать купить ему дорогие вещи или просится на ночную прогулку. Пусть вас не пугает такое поведение, поскольку психика ребёнка меняется, это считается нормальным поведением у детей.


Что делать при конфликте? Сохранять спокойствие

В таком ещё довольно детском возрасте дети сами понимают на подсознательном уровне, что ведут себя неправильно. Но всё же упёртый характер и упрямство ребёнка берёт вверх над разумом. Обычно в такой ситуации родители опускают руки, ссылаясь на трудный возраст. Порой допускают ошибки в воспитании, показывая свою слабость, уступая капризам подростка. Хуже всего, когда взрослые срываются из-за стресса, и повышают на ребёнка голос.

Кардинальная смена настроения у детей, отвратительное поведение в детском возрасте сможет свести любого с ума, даже самых уравновешенных воспитателей.


Детский негативизм — явление временное

Чтобы избежать ссор, нужно выполнять ряд правил:

  • Если у ребёнка неконтролируемое поведение, попробуйте взять всё в свои руки. Уделяйте ему больше времени, занимайтесь с ним его любимыми делами;
  • Статьи о психологии повествуют о том, что для детей важно иметь свободное время. Дайте ему отдохнуть от всех и побыть одному, заняться своими заботами и делами;
  • Если вы всё-таки сорвались и наорали на своих детей, то необходимо как можно скорее исправить ситуацию. Когда ситуация немного уляжется, детская психика придёт в норму, вам следует объяснить своё поведение.

Наказание ребенка не должно быть страшным и неадекватным

Статья, повествующая о том, как поступить, если у детей наблюдаются частые истерики и бесконечные капризы

Психология детей устроена таким образом, что они стараются всячески угодить своим родным, понравиться им. Они обожают повышенное внимание к себе, хотят почувствовать заботу, любовь и тепло.

Исходя из этого, можно заявить, что нет так называемых трудных детей, бывают только не очень внимательные родители.

Дети устраивают истерики в любом возрасте и у даже самых идеальных родителей. Избежать этого вряд ли удастся. Детская психика нарушается, когда он начинает проявлять ярко выраженный гнев. Он может кататься по полу, топать ножками, разбрасывает вещи, и даже пытается драться с родителями.


Причины детских капризов

В воспитании ребёнка важно понять причину подобных капризов и попытаться бороться с ними, ведь они затормаживают развитие детей, способствуют тому, что малыш становиться эгоистичной личностью. Психика у детей нуждается в лечении. Самой эффективной мерой в борьбе с таким поведением в детском возрасте является игнорирование требований ребёнка. Вы можете с юмором отнестись к такому поведению, обнять своё чадо. Оставайтесь в уравновешенном состоянии, самое главное не нервничать. Со временем он поймёт, что его деструктивное поведение ни к чему не приведёт.

Если у ребёнка началась истерика в людном месте, например в торговом центре, а вы не хотите выяснять отношения с ним при посторонних, выведите его на свежий воздух в спокойное место.

Там дитя может капризничать и плакать сколько душе угодно. Психика ребёнка должна успокоиться, если он выплеснет всю злость наружу.


Как реагировать на капризы детей — советы

В то время, когда у детей капризное настроение, поговорить с ним не удастся. После того, как состояние ребёнка улучшится, с ним стоит провести беседу. Скажите ему, что его поведение очень расстраивает вас, нельзя так капризничать из-за каждого пустяка. Заявите ему, что в дальнейшем надеетесь, что малыш будет вести себя более благоразумно. Дайте понять ребёнку, что будете любить его, не смотря ни на что. Психология детей устроена так, что после этого разговора по душам у малыша проснётся чувство вины.

Главное правило – оставайтесь всегда спокойными и не обращайте внимания на его провокацию.

Статья о том, как правильно поощрять ребёнка, чтобы не избаловать его

Когда детям исполнилось 3 года, он уже хорошо приспособлен к окружающему миру. Они начинают задумываться над тем, что делают. В основном все их действия направлены на привлечение внимания своих родителей. Не всегда ему удаётся добиться нужного, ведя себя примерно. Порой психика ребёнка понимает, что плохое поведение – верный шаг к привлечению внимания взрослых. Не стоит сразу ругать ребёнка, если он совершил плохой поступок. Лучше проведите анализ своих действий.


Как поощрять ребенка — советы

Большинство детей в таком возрасте ведут себя, поддаваясь импульсивному характеру. Он может хохотать и спокойно играть, а через минуту начать плакать без всяких видимых причин. В раннем возрасте малыши ещё не умеют контролировать своё поведение. Родителям нельзя забывать об этом. Если он не выполняет просьбы взрослых, к примеру, не убирает свои игрушки, он не демонстрирует свой вредный характер, а просто занят своими важными для него делами. Пока что он ещё не умеет моментально обдумывать свои действия. Верная реакция родителей в сложившейся ситуации влияет на будущее развитие чада.


Виды поощрений в семье

Формирование личности ребёнка, здоровая и крепкая психика малыша, во многом зависит от отношения родителей к нему, а также время, потраченное на игры в детском возрасте, и реакция взрослых на плохое поведение чада.

Правильная похвала и поощрение детей во время воспитания

Родителям важно не только наказывать своего ребёнка за плохое поведение и поступки, но и похвала. Правильно похвалить ребёнка, чтобы он и впоследствии совершал хорошие поступки, нужно научиться. Если вы постоянно будете говорить чаду о том, какой он хороший при каждом удобном случае, это перестанет нравиться ребёнку. Он будет воспринимать такие хвалебные речи от взрослых, как должное. Поэтому хвалить своего ребёночка необходимо только за прекрасно выполненную работу, за посильную помощь взрослым, полезные действия, которые он выполнил, потратив на это своё личное время. Конечно же, стоит делать ему комплименты, рассказать, что он хорошо поступил, что родители его очень ценят, но не перебарщивайте с этим.


О поощрении и наказании — когда и как применять

Хвалить детей стоит только по делу. Разговаривать с ним в этом случае следует как можно искреннее, чтобы он навсегда уяснил, что делать хорошие поступки во благо – это здорово.

Отвечать на положительные поступки от ребёнка можно, преподнося ему за это желанные подарки. В этом случае также не стоит забывать о чувстве меры. В качестве подарка можно использовать не только сладости и дорогие гаджеты. Радость и яркие эмоции принесут маленькому человечку походы в цирк, театр или кинотеатр. Мама может вместе с дочерью испечь вкусности для устройства мини-праздника. Это будет намного интереснее, чем просто купить сладость в магазине, к тому же совместные действия взрослого человека и малышки сплотят семью и помогут лучше понимать детей, повлиять на их характер.


Надо баловать детей

Ряд ошибок, совершаемых родителями в процессе воспитания своих детей

Порой родители настаивают на своём, заставляя делать дела, которые ребёнку не по душе. «Делай то, что тебя просят, иначе родители перестанут тебя любить» — часто такие слова можно услышать от замученных родителей, когда ребёнок упирается и не хочет выполнять требования взрослых. По мнению взрослых, ребёнка бесполезно в чём-то переубеждать и разговаривать с ними по душам. Он всё равно не поддаётся на уговоры.


Советы родителям от психолога

Послушаем мнение психологов на слова родителей «если не выполнишь мою просьбу, то я перестану тебя любить». Как заявляют специалисты, к такой угрозе дети относятся очень серьёзно.

  1. Во-первых, обман – это не лучший метод давления на ребёнка. А такая угроза обманом как раз и является.
  2. Во-вторых, такое заявление вряд ли положительно повлияет на вашего ребёночка. Лучше не обманывать своё чадо. Попробуйте заменить эту угрожающую фразу на другую, например вот эту: «Я всегда буду любить тебя, но твоё поведение мне не нравится, меня оно очень огорчает».

Поддержка родителей — самое важное для ребенка

Ещё одна не очень хорошая фраза, которую применяют к детям, чтобы его образумить: «Я намного старше тебя, я папа (мама). Будет всё равно так, как я скажу». Многие взрослые люди считают, что строгость по отношению к подрастающему поколению является лучшим вариантом для воспитания. Родители гораздо старше и опытнее своих детей, поэтому они всегда правы. Если потакать маленькому человеку, то он окончательно «усядется» на голову, и не будет выполнять просьбы, исходящие от взрослых.

А что же на это скажут специалисты по детской психологии? При выполнении задания от взрослых детям важна мотивация, он должен знать, что его старания должным образом вознаградят. Маленького человека необходимо убедить, что он старается не зря. Если относится к детям слишком строго, то это может привести к ситуации, когда ребёнок будет слушаться и выполнять ваши просьбы только в вашем присутствии. А вот когда дома никого не будет, малыш будет заниматься вредительством, делая всё, чтобы расстроить родителей. Строгое отношение конечно необходимо, но не стоит перегибать палку. В том случае, если на уговоры ребёнка у вас нет времени, пообещайте, что обязательно вознаградите его за работу позже, в том случае, если он сделает все дела.

Идеальной методики воспитания детей нет. Малыши, как и взрослые, разные. Одни спокойные и задумчивые, другие активные и чрезмерно любопытные. Третьи капризные и непослушные, а четвертые замкнутые и молчаливые. Характер ребенка знает только мама, и именно она выбирает методики и советы, которые работают и помогают ей развивать малыша. Психологи и педагоги могут только подсказать, как поступать не нужно, чтобы уберечь хрупкую детскую психику от травм.

Мама, не ругайся

Физические наказания давно не в моде. Малыши бывают упрямыми и медлительными, что-то роняют или рассыпают, заставляя маму нервничать и злиться, но мелкие шалости не повод для шлепков по попе. Ремень – красивый аксессуар, который не предназначен для воспитания детей. Как и прутики, скакалки и прочие приспособления для пыток.

Злость выплескивают в спортзале или на форумах для мамочек, где родительницы жалуются на усталость и непослушных малышей. В реальной жизни конфликтные ситуации с ребенком решают разговорами и цивилизованными наказаниями:

  1. Бойкотом, который длится 20–30 минут.
  2. Стулом для размышлений, с которого запрещено вставать, пока не истечет время.
  3. Лишением любимых игрушек: у маленьких детей забирают динозавриков и кукол, у подростков телефоны и планшеты.

Нельзя разрешать ребенку все на свете и одобрять его плохое поведение, но и кричать за маленькие ошибки не рекомендуют. Малыши, с которыми разговаривают исключительно на повышенных тонах, вырастают нервными и замкнутыми. Таким детям сложно избавиться от заниженной самооценки и страха сделать что-то не так.

Мамы – обычные люди, а не роботы, поэтому у них случают срывы. Накричала, шлепнула и отправила в угол? Не страшно, если потом женщина остынет, успокоится и попросит у малыша прощение за свое плохое поведение.

Я сама

Дети, которые умеют ходить, способны самостоятельно себя обслуживать или даже помогать маме. Они пытаются подметать, мыть посуду, застилать кровать, кушать и одеваться без родителей. Натягивают правый ботинок на левую ногу, разбивают несколько тарелок и разносят мусор по всему дому, но ничего страшного. Они учатся быть самостоятельными, и задача мамы не препятствовать, а подсказывать и незаметно помогать.

Нельзя оберегать детей от домашнего труда. Сын предложил помыть тарелки после семейного ужина, чтобы мама смогла отдохнуть? Дать ему в руки губку и показать, где находится раковина. Дочь решила смастерить книжную полку? Не запрещать, а снабдить досками, гвоздями и всем необходимым.

Дошкольники способны заправить кровать и убрать свои игрушки на место, испечь под маминым руководством пироги и выгулять собаку. Подростки могут зарабатывать деньги, развозя газеты и помогая пенсионерам. И не страшно, если ребенок с ранних лет стал самостоятельным. Нужно радоваться, а не бояться, что у него не будет детства.

Малыши, которых слишком опекают, вырастают инфантильными и ленивыми. Не спешат искать работу и съезжать от родителей, добиваться чего-то во взрослой жизни. Сорокалетние мужчины и женщины ходят к врачу за ручку с мамой, остаются одинокими и несчастными.

Любопытство не порок

Как ребенок познает этот мир? Задает вопросы. Интересуется, почему птицы взлетают так высоко, как рыбы живут под водой, и откуда он взялся. Детское любопытство нужно удовлетворять. Рассказывать, показывать примеры, проводить эксперименты и вместе искать ответы. Если мама или папа не знает, как устроен самолет, не беда. Под рукой у них есть интернет, умные книги и волшебная фраза: «А давай вместе посмотрим».

С ребенком можно говорить на любые темы, даже «взрослые», но тщательно подбирать слова. Не нужно заменять названия половых органов «пестиками» и «колокольчиками». Но пятилетнему малышу достаточно знать, что дети появляются только у взрослых людей, которые влюбились и обменялись физиологическими жидкостями. Подросткам же рекомендуют детально рассказывать о процессе оплодотворения, сексе и прочих нюансах.

Одна из главных ошибок родителей – отмахиваться или агрессивно реагировать на детские вопросы. Постепенно ребенок теряет интерес к окружающему миру и понимает, что мама и папа не удовлетворят его потребность в знаниях. Он перестает доверять взрослым, ищет поддержки у сверстников или других людей, к которым потом и придет за советом, если возникнут проблемы.

Разговаривая с детьми, родители становятся ближе. Превращаются в друзей и наставников, с которыми можно делиться секретами и переживаниями, задавать странные и волнующие вопросы и не бояться, что тебя осудят или не поймут. Дети должны быть любопытными, ведь благодаря этой черте становятся гениями.

Юные таланты

Мамы когда-то мечтали стать балеринами или певицами, а папы хотели забивать пенальти или отправлять противника в нокдаун с одного удара. Взрослые пытаются сделать из детей моделей и футболистов, если сами не смогли освоить эту профессию. Но дети не всегда разделяют интересы родителей. Сыновья хотят танцевать, а дочери упорно зубрят химию и скрещивают комнатные цветы.

Быть другим не противозаконно. Не нужно записывать ребенка на уроки скрипки, если ему больше нравится астрономия или рисование. У детей есть собственные предпочтения, которые следует учитывать и развивать. Дарить им цветные карандаши, музыкальные инструменты или форму для каратэ. Поощрять любые начинания и радоваться, если у ребенка получилось занять второе или третье место.

А если малыш не любит рисовать и стучать по барабану, не расстраиваться. Возможно, он станет бизнесменом или музыкальным критиком, известным инженером или откроет собственный ресторан.

Золотые дети

У Паши есть планшет, Сереже купили радиоуправляемый вертолет, а Маше подарили золотые серьги. Родители стараются, чтобы их дети выглядели не хуже соседских, и покупают пятилетним малышам и школьникам дорогие игрушки. Баловать ребенка можно, но умеренно.

Компьютер последней модели не сделает его счастливым. Да, дети радуются роскошным подаркам, но потом требуют больше и жалуются, что родители не уделяют им внимания. Смартфоны и драгоценности не сделают малышей счастливыми.

Родители должны задать себе вопрос, какие моменты из детства они помнят? Покупку магнитофона и джинсов? Или поход в горы с родителями? Костер на природе, когда папа учил ловить рыбу, а мама показывала, как сварить вкусную уху или развести огонь?

Детям нужны впечатления и ощущение сказки. Воспоминания, как они с родителями лепили снеговика, получали шоколадки от зайчика и ждали Деда мороза. Как жарили зефир и спали в палатках. Как впервые упали из велосипеда, и мама мазала разбитые коленки зеленкой, а папа дул, чтобы не пекло.

Да, детям иногда хочется выглядеть не хуже одноклассников, хвалиться модными телефонами и поездками в Египет. Но если потакать всем капризам, ребенок вырастет избалованным и неподготовленным к реальной жизни, где желаемое нужно зарабатывать тяжелым трудом, а не просить у папы с мамой.

Социализация

Нельзя замыкать ребенка в четырех стенах. Общаясь со сверстниками или старшими детьми, он учится правилам поведения в коллективе. Развивает коммуникационные навыки, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни. Постепенно избавляет от застенчивости и находит друзей.

Ребенка не обязательно отдавать в садик, ведь существуют детские площадки и другие мамы, которые с радостью выйдут на совместную прогулку. Можно организовывать праздники и приглашать друзей малыша, водить его в секции и центры развития.

Ребенку предстоит влиться в социум, где он будет контактировать с плохими и хорошими людьми. Малышу с 3–4 лет объясняют, что нельзя молчать или просто стоять и плакать, пока его обижают. Лучше дать отпор хулиганам или слишком наглым особам, которые отбирают его игрушки. Одновременно ребенку объясняют, что обижать слабых деток и животных очень плохо. Они нуждаются в защите и заботе. С ними делятся игрушками и конфетами, помогают строить песочные замки и решать математику.

Активные дети легко находят общий язык с незнакомцами. Чтобы с малышом не случилась беда, мама рассказывает о злых дядях и тетях. Они обманывают деток, а потом делают им больно. Умные ребята никогда не берут у незнакомцев игрушки и конфеты, а всегда убегают домой или зовут других взрослых, если плохие парни пытаются их куда-то утащить.

Профилактические беседы защитят жизнь малыша и научат его быть осторожным, ведь мама не сможет постоянно за ним наблюдать и оберегать от всего на свете.

Маленькие взрослые

Дети умны и быстро усваивают новую информацию. Они могут быть серьезными и рассудительными, умеют планировать и мечтать. С ребенком нужно разговаривать, как с взрослым. Интересоваться мнением, обсуждать семейные проблемы. Учить малыша отвечать за собственные поступки. Если он захотел собаку, и родители подарили щенка, то юный хозяин обязан выгуливать и кормить животное, купать и убирать за питомцем. Ребенку нужен телефон? Пускай собирает деньги, подаренные на день рождения и другие праздники, откладывает и планирует свой бюджет, ищет подработки.

Одновременно родители не могут запрещать детям что-то делать, используя аргумент: «Ты еще маленький». Ребенок приравнивается или к взрослому и умному члену семьи, или к глупому и несамостоятельному, но и поступает соответственно.

Никакой критики

Кому дети рассказывают обо всех достижениях? Родителям. Ребенок делится мечтами и демонстрирует первые результаты, ожидая услышать похвалу. Критика убивает детские мечты и стремления, занижает самооценку. Если взрослые хотят воспитать талантливого художника или гениального певца, они должны поддерживать и восхищаться его первыми неумелыми попытками. Осторожно подсказывать, что нужно подправить, чему научиться.

Некоторые дети раскрывают свой потенциал и под градом осуждений и критики, но таких единицы. Остальные просто делают две-три попытки, а потом отказывают от мечты, ведь мама считает ее плохой и неосуществимой.

Реальный герой

Малыши подражают родителям, школьники и подростки копируют только некоторые черты характера. Чтобы ребенок понял, что такое добро и мудрость, сила духа и стремление к лучшему, взрослые должны стать для него примером всех положительных качеств.

Мамам и папам рекомендуют развиваться и никогда не останавливаться. Не сидеть на диване в ожидании чего-то, а двигаться вперед. Демонстрировать своим детям, что в мире все возможно, если очень сильно захотеть и много работать.

Маленькие дети похожи на мягкую глину, которая в правильных руках превратится в прекрасную вазу. От родителей зависит, каким станет ребенок: уверенным и целеустремленным или испуганным и инфантильным. Под влиянием мамы и папы формируются его жизненные приоритеты и характер. Они, как и все обычные люди, могут ошибаться и экспериментировать, но главное делать это с любовью.

Видео: как правильно воспитывать ребенка

– момент волнующий и, пожалуй, самый долгожданный для родителей. С появлением детей их жизнь кардинально меняется и приобретает иной смысл, а все силы направлены на воспитание и обеспечение лучшей жизни потомства. Именно поэтому на родителях лежит большая ответственность, ведь именно они формируют характер маленького человека. И очень важно к вопросу воспитания подходить серьезно, ведь от этого зависит то, насколько счастливым вырастет ребенок. Как же воспитать своих детей, чтобы оградить их от ненужных комплексов и неуверенности в себе? Что необходимо давать ребенку с самого рождения, чтобы он шел по жизни с ощущением счастья и гармонии, и какие ошибки чаще всего допускают родители в воспитании детей? Чтобы получить ответы на эти непростые вопросы, мы обратились к психологу Софье Чарышевой .

СОФЬЯ ЧАРЫШЕВА, психолог, старший научный сотрудник кафедры психологической помощи факультета психологии МГУ им. Ломоносова, к. п. н.

Воспитание детей – это целая наука и довольно ответственное дело. Дети, как правило, копируют модель поведения своих родителей, поэтому воспитывать их можно только своим собственным примером.

Категорически важная ошибка в воспитании детей заключается в том, что родители не воспринимают ребенка как личность , которая уникальна в своих талантах и потребностях, зачастую сравнивают с кем-то и путают такие понятия, как «забота» и «воспитание» .


В целом существует три этапа развития ребенка: с рождения до пяти лет, где мир малыша – сплошной «Диснейленд» , он в нем царь, если это мальчик, и принцесса, если это девочка. Затем с пяти до 11 лет, где ребенок становится учеником и его «Диснейленд» сталкивается с иной социальной средой, родителям нужно помочь ему со всем этим разобраться и максимально заинтересовать учебой. Примерно с 11 лет наступает самый сложный, как для ребенка, так и для родителя, период, где правят гормоны. Здесь главное – остаться для ребенка другом, помочь ему осознать свои новые границы, набраться терпения и переждать, пока все наладится.


Родителям важно вовремя уловить момент перехода из одного возраста в другой и своевременно менять свою роль в общении , быть в курсе всего, что интересует ребенка на каждом этапе. Крайне важно на всех этапах развития ребенка много разговаривать и интересоваться, чего он хочет, что ему нравится и что не нравится, что он думает и что чувствует, и, конечно, всегда предоставлять ему выбор или хотя бы создавать иллюзию выбора.


Чтобы ребенок на всех этапах развития рос полноценной личностью, крайне важно всегда стараться находить время, чтобы выслушать его, и считаться с его мнением. Также жизненно необходимо дать ребенку нужную ему дозу любви и внимания, ведь полноценный человек, в первую очередь, наполнен ценностью самого себя, а недолюбленный ребенок посвящает всю свою последующую жизнь поискам любви и признания от других людей.

Заниматься воспитанием детей - дело сложное, требующее много премного терпения. Делать это дело надо от души, изо дня в день, следуя одним и тем же принципам, иначе у Вас ничего не получится. Маленький ребенок, как и все живые существа, на начальной стадии своего развития особенно склонен к восприятию визуальных явлений. Многократное повторение одного и того же действия стимулирует сознание ребенка на копирование этой ситуации, а проще говоря - подражанию взрослым. Недаром малыши так любят повторять родителей, «грозя» пальчиком плюшевому мишке, который «не хочет есть кашу» или например, хлопая себя по животу при наступлении чувства сытости. Именно поэтому очень важно на самых ранних стадиях развития ребенка (примерно от 1,5 года жизни) начинать постепенно вводить в его жизнь маленькие, но очень необходимые правила.

Соблюдение этих правил поможет Вам и Вашему малышу побыстрее найти общий ритм жизни, тем не менее, не нарушая личного пространства друг друга. Вспомните свое негодование, когда Вам необходимо срочно ехать на работу, а ребенок совсем неторопливо завязывает шнурки. Или например, когда ребенок неохотно ходит в детский сад, сопровождая прощание слезами и попытками пойти вслед за Вами. Все эти примеры говорят в первую очередь о несвоевременном приучении ребенка к общепринятым правилам. Давайте рассмотрим, какие же самые важные ритуалы должен пораньше заучить любой малыш.

5 правил (ритуалов) по правильному воспитанию ребенка

1. Вовремя ложиться спать
Это правило превращается у многих почти в вечную проблему, тем более, когда в квартире постоянно царит веселье и шумные разговоры до утра. Помните, что маленький ребенок нуждается в полноценном сне до 9 часов в сутки, и именно ночью. Иначе на следующий день он будет капризничать, плохо есть, а то и вообще не захочет вставать утром. В 18 часов вечера ребенок должен быть уже переодет в спальный костюм и почистить зубы. В 20 часов вечера его пребывание соответственно перемещаться в детскую комнату, где рекомендуется заняться легкими, не активными играми, например, считать кубики или рассматривать книжку с картинками. Таким образом, Ваш малыш привыкнет соблюдать тишину в вечернее время. Что соответственно поможет ему быстрее заснуть, не реагируя на посторонние шумы. Не давайте на ночь тяжелых продуктов питания, как старый кефир, сырые овощи, фрукты, шоколад, бобы и т.д. Причиной бессонницы вполне может стать неправильное питание, которое вызывает у малышей брожение в животике.

2. Мыть руки
Кроме пользы гигиены, эта привычка формирует у ребенка чувство чистоплотного отношения к себе. Что конечно, скажется впоследствии на его внешнем и внутреннем развитии. Траурные «каемочки» под ногтями могут стать также причиной появления глистов, от которых будет впоследствии очень нелегко избавляться. Кроме этого, такой вид не делает ребенка привлекательным на фоне его более ухоженных сверстников, что уже изначально влияет на его положение в самом обществе. Приучите ребенка непременно мыть руки перед едой или после посещения туалета. Приобретите для него полотенце веселой расцветки, мыло в виде фигурок зайчиков или сердечек, а также купите маленький тазик только для его пользования, на котором Вы можете наклеить смешные фигурки, чтобы ребенок понимал, где только «его» вещи. Мытье рук по утрам и вечером считается абсолютно необходимой минимальной нормой каждодневной гигиены малыша. Многие маленькие дети также часто берут руки в рот, чем провоцируют у себя появление разнообразных неприятных инфекций.

3. Регулярно чистить зубы
Начиная с появления почти всех молочных зубов - необходимо настойчиво заняться введением привычки за ними ухаживать. Конечно, очень сложно объяснить малышу, что такое зубной врач и почему болят зубы. Однако в данном случае будет нелишним даже пойти на безобидный обман. Приобретите ребенку такую игру, в которую ему можно было бы играть, только если он почистит зубы. Покажите игру и скажите, что он может играть с ней, когда у него будет пахнуть изо рта зубной пастой. Почистите зубы сами и подуйте на малыша. Скажите при этом так: «мм.. свежее дыхание!!»... Когда малыш почувствует, как приятен запах зубной пасты, предложите ему также почистить зубы, после чего уже он должен «подуть» на Вас. Здесь конечно надо тоже «восхититься» тем, что у ребенка свежее дыхание.

Напомним, что очень важно усилить эмоции при поощрении или наказании, чтобы ребенок понял их истинный смысл. Так как в отличие от взрослого малыш не в состоянии задумываться над словами.

4. Класть все на свои места
Очень трудно вырабатываемая, но совершенно необходимая для Вас привычка. Во-первых, ребенок развивает чувство организованности, что скажется позитивно на протяжении всей его жизни. Как ее выработать? - Постепенно. Ребенка невозможно заставить делать то, что он не хочет. Но его можно мотивировать. Например, тем, что ему нельзя смотреть мультфильм или читать именно «эту» книжку, пока он соберет все кубики именно в «эту» коробку. Дети могут понимать не все слова, но они отнюдь не глупы. Ребенок сразу поймет, что его лишают удовольствия, если кубики останутся лежать на полу. Таким образом, в будущем он будет безо всяких напоминаний сам наводить порядок в своих игрушках, вещах и комнате.

5. Не брать вещи родителей
Чтобы это действительно стало реальностью, не достаточно убрать все с глаз долой. Здесь, кроме поощрений, к сожалению, надо применить и маленькие безобидные наказания. Например, не только убрать кубики в коробку, но и сложить все игрушки или постоять в углу. Почему поощрения здесь не уместны? Все очень просто. Привыкнув получать конфету за такое «хорошее» поведение, ребенок будет наоборот специально брать и прятать пудреницы, ключи, спички в самые необычные места с целью заработать лакомство. Развивайте с малых лет уважение к Вашей частной сфере родителя, чтобы и в будущем за собой его сохранить. Сделайте ребенку с помощью картона, ножниц и клея маленький шкафчик с дверкой. Разрисуйте его цветными фломастерами, подпишите кому он принадлежит. Предложите самому малышу класть туда любимые вещи и никогда не доставайте их оттуда лично. Сымитируйте ситуацию, как будто бы Вам понадобился плюшевый мишка из шкафчика, чтобы его «покормить». Попросите ребенка достать мишку из шкафчика и также положить его обратно. Со временем у него обязательство выработается чувство собственности, и он будет с удовольствием этим пользоваться.

Как воспитывать ребенка: практика

Теперь перейдем к ситуациям, где кроме Вас и Вашего малыша в происходящее замешаны третьи лица - дети или взрослые. Давайте разберем несколько повседневных ситуаций из практики и их проанализируем.

Ситуация 1. Вашего ребенка обижает другой ребенок
В таких случаях рекомендуется секундочку помедлить с защитой с Вашей стороны (если речь не идет о физических повреждениях конечно) и попытаться понять, как будет Ваш ребенок на это реагировать. Исходя из результатов такого теста, Вы будете в будущем либо не обращать внимания на подобные ситуации - если ребенок в состоянии сам постоять за себя, либо корректировать его поведение - если это не так. Не стесняйтесь дома преподнести ребенку несколько уроков по самозащите. Интеллектуальные разговоры в подобном возрасте мало помогут малышу.

Так как маленькие дети в силу незрелости своего мышления практически все решаю силой, принцип их всех действий построен на схеме «можно - нельзя». И плюшевого мишку в результате возьмет тот, у кого больше силы. Однако не надо воспитывать в этом случае и излишнюю агрессию. Просто покажите ребенку, что его игрушка - это его вещь и ее действительно можно с силой зажать в кулачке, а если надо и дать за нее сдачи. Особенно чувство лидерства проявляется у мальчиков. Их игры в основном шумные, полны резких движений, сводятся к тому, чтобы толкнуть, отобрать - завоевать и.п. Не пресекайте активность детей без нужды, особенно при посторонних. Всё это нужно делать спокойно и наедине.

Ситуация 2. Ваш ребенок обижает других детей
Подобные обиды, как правило, сопровождаются нанесением болевых ощущений сопернику. Если это происходит достаточно часто, Вам необходимо обратиться к детскому психологу. Тем не менее, в некоторых случаях ребёнок обижает детей в ответ – если они обидели его, а может и, основываясь на вашем поведении, то есть поведении родителей и иных родственников, если например его обижает старший брат или папа обижает маму.

Иногда дети бывают склонными к аутизму, как правило, делают это практически неосознанно. Так как они не знают, что соперник ощущает боль. Пронаблюдайте за реакцией малыша, когда он видит плачущих или смеющихся людей. Меняется ли его выражение лица при этом? Пытается ли он также предаться таким эмоциям. Если малыш сохраняет практически всегда одну и ту же нейтральную реакцию на разные эмоции - есть смысл действительно поинтересоваться таким явлением как аутизм. Аутичные детки по своей сущности являются совершенно здоровыми.

Однако их реакция на проявление внешнего мира может искажаться из-за недостаточного ощущения действительности. Они могут часто обжигаться об горячую сковороду, или идти через дорогу совершенно игнорируя автомобильное движение. Подобные отчуждения можно и нужно исправлять. С помощью специальных игр, которые как раз в состоянии порекомендовать логопед или детский психолог. Попытайтесь объяснить ребенку, что такое боль. Посадите плюшевого мишку на стул, сядьте сами и усадите рядом ребенка. Ущипните мишку, чтобы ребенок также повторил это действие. Затем попросите ущипнуть себя. После чего Вы должны непременно ущипнуть малыша. Когда ребенок щипает Вас - изобразите чувство боли на лице, сопроводите это горьким вздохом. Когда же он щипает мишку - «пожалейте» мишку, подуйте на его лапку, проявите сочувствие, чтобы ребенок также был вынужден последовать Вашему жесту соболезнования. Если случится так, что ребенок сам в реальной жизни испытывает неприятные ощущения, например при падении или повреждении, не забудьте выразить эмоции сочувствия. Именно так Вы покажите малышу, что такое соболезнование и чем оно отличается от радости.

Ситуация 3. Ребенок чувствует себя дискомфортно в кругу сверстников
При возникновении подобной ситуации необходимо четко выявить причину, почему это происходит. Если в группе детей присутствуют так называемые «дети-провокаторы», то не спешите записывать Вашего малыша в агрессоры. Внимательно присматривайтесь и прислушивайтесь к тому, как реагирует Ваш малыш на провокации со стороны излишне активных деток. Если он стремиться, избежать подобного общения только с одним товарищем по игре, то считайте, что Вам повезло. Принимать какие-либо меры будет неуместно, так как малыш должен познавать все чувства, также и обиды и расстройства и даже злобы. Иначе он будет совершенно не подготовлен к взрослой жизни.

Если же Ваш малыш сторониться в принципе всех детей в группе, рекомендуется немедленно сменить группу. Длительное пребывание в столь дискомфортных условиях способно серьезно травмировать психику маленького ребенка. Ощутив раз разочарование от общения со всеми сверстниками, он будет стараться и в будущем избежать контакта, что делает ребенка замкнутым, а значит - слабым. Как бы Вам не нравился воспитатель или садик - помните, что улыбка между взрослыми при встрече и забирании ребенка из садика не стоит и секунды раздумий, если Вашему малышу кажется дискомфортной его группа.

Кроме того, неуверенным в себе деткам рекомендуется предлагать групповые игры, где они не могли бы обойтись без компаньона по игре. Это может быть футбол, теннис, игра в прятки и т.п. Групповые игры именно со сверстниками очень важны для ребенка. Его мир находится на уровне его глазок, а это значит, что большие дяди и тети не будут ему интересны так как «вот эта маленькая девочка с бантиками», хотя она еще и не умеет говорить. В группе малыши вместе познают различные эмоции, в том числе и разочарование, утешение, радость, соперничество. Ограничивать ребенка в общении со сверстниками по этой причине очень не рекомендуется.

Итак, как Вы видите, воспитание малыша является делом достаточно кропотливым. Однако сайт хочет отметить, что не стоит забывать, мы несем наибольшую ответственность нашей жизни именно за наших детей. Не жалейте времени на своего ребенка, не отталкивайте его, даже если Вы очень заняты чтобы прислушиваться к его пока еще не внятным словам. Помните, что и Вы когда-то были совсем маленькими. Ошибки и пробелы в воспитании могут привести к очень негативным последствиям, исправить которые будет очень и очень сложно, если вообще возможно. Уделяйте всё возможное время детям, они это, повзрослев, оценят.