Конспект занятия «Одежда» для детей раннего возраста. Дидактическое пособие «Чудо-гардероб Игры на тему зимняя одежда

Дидактические игры для дошкольников на тему: «Одежда, обувь, головной убор».


Автор: Книс Анна Николаевна, старший воспитатель.
Место работы: МБДОУ "Детский сад №3 "Улыбка", г. Калач - на – Дону.
Описание работы : Предлагаю вашему вниманию дидактические игры для дошкольников на тему: «Одежда, обувь, головной убор». Данный материал поможет воспитателям, детям и их родителям закрепить знания детей об одежде, обуви и головных уборах в игровой форме.

Дидактическая игра: лото «Одежда».


Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии одежды, умение различать и находить нужную одежду.
Дидактический материал : Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различной одежды, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).






Ход игры: Игра для детей от 3 лет. В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет одежду, изображённую на карточке. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет картинками все игровое поле.
Дидактическая игра: лото «Обувь и головные уборы».


Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии обуви и головных уборах, умение различать и находить нужную обувь и головной убор.
Дидактический материал : Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различной обуви и головных уборах, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).






Ход игры : Игра для детей от 3 лет. В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет головной убор или обувь, изображённую на карточке. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет картинками все игровое поле.
Дидактическая игра «Одень Таню и Ваню по сезону».
Цель : Формирование представлений детей об одежде, головных уборах и обуви, их связи с сезоном и погодой.
Дидактический материал : Карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов 30 штук и четыре игровых поля с изображением Вани, Тани и времени года.






Ход игры: Разложить карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов в соответствии с временем года и гендерным признаком (для девочки Тани справа от игрового поля, а для мальчика Вани слева).
Дидактическая игра «Отгадайте одежду, обувь или головной убор»
Цель: Развитие умения описывать одежду, головной убор или обувь и узнавать её по описанию.
Дидактический материал : Карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры: Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать, что изображено на его картинке, или загадать загадку. Другие дети должны отгадать, что нарисовано на картинке.
Например: Это головной убор, который носят девочки летом. Он, изготовлен из соломы. (Соломенная шляпа).
Это обувь, которую носят мальчики и девочки весной или осенью после дождя. Она высокая, сделана из резины. (Резиновые сапоги).
Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель : Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.
Дидактический материал : Карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов, разрезанные на несколько частей.
Ход игры: Игра для детей от 3 лет. Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 2, 3, 4 части (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, что он собрал.
Например: Платье зелёного цвета – это одежда.
Сапоги желтого цвета, резиновые – это обувь.
Шапка-ушанка серого цвета – это головной убор.
Дидактическая игра «Пятый лишний»
Цель: Развитие умений классифицировать одежду, обувь и головные уборы по существенным признакам.
Дидактический материал: Карточки с изображением 5 видов одежды, обуви и головных уборов, 4 из них относятся к одной тематической группе, а пятая к другой группе.
Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое изображение лишнее. Оставшиеся, изображения назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее изображение по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Например: На карточке изображены сандалии, плащ, кроссовки, сланцы и ботинки. Лишний плащ потому, что это одежда, а остальное – обувь.


Осенняя одежда, обувь, головные уборы.

Обратить внимание ребенка на то, какое время года наступило, какие изменения произошли в погоде, сравнить погоду летом и осенью;

объяснить, почему в разные сезоны люди носят разную одежду, обувь, головные уборы;

Объяснить ребенку понятия «сезонная одежда», «обувь», «головные уборы»;

спросить у ребенка: «Почему осенью нужно носить резиновые сапоги, куртку, кепку, а летом - панаму, босоножки, шорты?»;

Совместно с ребенком внимательно рассмотреть одежду, обувь, головные уборы, которые носит каждый член семьи осенью, и материал, из которого они сделаны; обратить внимание на его качество и рисунок;

Закрепить названия деталей одежды (воротник, карманы и т.д.).

Задание 4. Внимательно рассмотреть верхнюю одежду и назвать ее детали (воротник, карман, пуговицы, рукава..).

Задание 5. Дидактическая игра «Чья, чей, чьи, чье?» (употребление притяжательных местоимений).

Это чья шапка? - Моя.

Это чьи перчатки? - Мои.

Это чей шарф? - Мой.

Это чье пальто? - Мое.

Задание 6. Подобрать как можно больше предметов к местоимениям : моя - шапка...;

мой - шарф...;

мои - сапоги... .

Задание 7. Дидактическая игра «Исправь ошибку» (понимание значений притяжательных местоимений).

Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф...

Задание 8. Выполнить указание и ответить на вопрос (понимание сложных инструкций):

Повесь шарф на спинку стула, а шапку положи на стул.

Что ты сделал сначала, а что потом?

Задание 9. Дидактическая игра «Один - много» (употребление множественного числа существительных): перчатка - ...; носок - ....шарф - шарфы; шапка - ...;

Задание 10. Дидактическая игра «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов шапка - шапочка; сапоги - ...; пальто - ...; куртка - ...; кепка - ... .

Задание 11. Дидактическая игра «Подбери признак».

Кофта (какая?) - красная, теплая, вязанная, шерстяная, нарядная... .

Сапоги (какие?) - коричневы, новые, резиновые, красивые... .

Шарф (какой?) - ....

Пальто (какое?) - .

Задание 12. Дидактическая игра «Назови, какие» (образование относительных прилагательных):

сапоги из резины - резиновые сапоги;

шапка из шерсти - шерстяная;

перчатки из кожи - кожаные... .

Задание 13 . Игра «Что у кого» (составление сложносочиненных предложений по двум опорным картинкам)

У мальчика рубашка, а у девочки платье.

У мальчика ботинки, а у девочки туфли.

Задание 14. Игра «Скажи наоборот» (усвоение антонимов)

Большой – маленький,

Чистый – грязный,

Детский – взрослый,

Короткий – длинный,

Сухой – мокрый.

Задание 16. О тветить на вопрос: «Что можно считать парами?» (согласование имен существительных с числительными) : одна пара сапог, две пары сапог... пять пар сапог (носки, чулки, сапоги, туфли, перчатки).

Задание 15. Пересчитать предметы (согласование существительных с числительными): один шарф, два шарфа, три шарфа, четыре шарфа, пять шарфов; одна шапка, две шапки... пять шапок; одно пальто, два пальто... пять пальто.

Задание 17. Составить описательный рассказ об осенней одежде, обуви, головном уборе (по выбору).

Это куртка. Это теплая одежда. Ее носят весной или осенью. Эта куртка красная. У нее есть капюшон. Она непромокаемая. Ее можно носить в дождь. Она застегивается на «молнию».

Задание 13. Н азвать осеннюю одежду, обувь, головные уборы. Рассказать о порядке надевания вещей при выходе на прогулку.

Задание 14. Вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением осенней одежды, обуви и головных уборов.

Загадки по теме «Одежда, обувь»

Дождик, дождик - кап-кап-кап, мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять, мы промочим ножки.

Задание 2. Отгадать загадки и выучить по выбору.

©Меня часто зовут, ожидаются, А приду - от меня укрываются.

(Дождь)

© Из-под крыши крыша под дождик вышла.

(Зонт)

© Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья. Мы за обедом под столом, а ночью - под кроватью. (Туфли)

© Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят (Перчатки)

© Если дождик, мы не тужим - бойко шлепаем по лужам

Будет солнышко сиять - нам под вешалкой стоять (Сапоги)

© Сижу верхом, не ведаю на ком.

Знакомца встречу - соскочу, привечу.

(Шапка)

Четвертый лишний.

3 картинки с изображением одежды, 1 - с обувью.

3 картинки с изображением обуви, 1 - одежды.

3 картинки с верхней одеждой, 1 - с нижним бельем.

3 картинки с нижним бельем, 1 - с верхней одеждой.

3 платья с аппликацией, 1 - без нее.

3 платья гладких, 1 - с вышивкой.

3 платья одноцветных, 1 - в клеточку.

3 платья нарядных, 1 - без отделок.

3 юбки на лямках, 1 - без них.

3 юбки длинные, 1 - короткая.

3 юбки в складку, 1 - прямая.

3 фартука с карманами, 1 - без карманов.

3 платья летних, 1 - зимнее.

3 платья детских, 1 - взрослое.

3 взрослых платья, 1 - детское.

3 платья без одной детали (недошитые), 1 полностью готовое

ИГРЫ ПО ТЕМЕ «ОДЕЖДА, ОБУВЬ»

1.«Чья, чей, чьи, чье?» (употребление притяжательных местоимений).

Это чья шапка? - Моя.

Это чьи перчатки? - Мои.

Это чей шарф? - Мой.

Это чье пальто? - Мое.

2.«Мой, моя, моё»

Подобрать как можно больше предметов к местоимениям:

моя - шапка...;

мой - шарф...;

мои - сапоги... .

3. «Один - много» (употребление множественного числа существительных):

перчатка - ...; носок - ....шарф - шарфы; шапка - ...;

4. «Подбери признак».

Кофта (какая?) - красная, теплая, вязанная, шерстяная, нарядная... .

Сапоги (какие?) - коричневы, новые, резиновые, красивые... .

Шарф (какой?) - ....

Пальто (какое?) - .

5. «Найди лишний предмет»

Перед вами на картинке разная одежда, но один предмет - не одежда. Накройте этот лишний предмет ладонью. Что вы накрыли? Почему? Чайник (мячик) - не одежда.

6. «Подскажи словечко».

Догадайся, какое слово нужно досказать, чтобы получилась песенка-небылица.

Пошли звери на базар

Посмотреть новый товар.

Поросёнок в шубке,

А собачка в …(юбке).

Кот в жакете,

Мышка в…(берете).

Кошечка в сережках,

Корова в… (сапожках).

Барашек в кафтане,

Коза в … (сарафане)

7. «Подбери обувь для каждого времени года»

8. «Снежный ком»

Игра проводится с мячом.

Дети передают друг другу по очереди мяч, называя при этом предмет одежды. Каждый последующий игрок повторяет названные предыдущими участниками слова, добавляя своё новое слово.

Например:

1) Шапка.

2) Шапка, платье.

3) Шапка, платье, брюки и т.д.

9. «Украсим костюм клоуну»


10. «Я знаю 5 названий одежды/обуви»

Для игры необходим хорошо отскакивающий от земли мячик среднего размера, чтобы удобно было попадать по нему ладошкой.

Ребята договариваются об очередности перехода мяча и о последовательности тем.

Первый игрок начинает чеканить одной рукой мячик об землю (на манер ведения мяча в баскетболе)или подбрасывать мяч вверх, приговаривая:

Я знаю пять названий одежды. платье -раз, брюки - два, пальто - три, перчатки - четыре, майка - пять.

Если игрок сбился, упустил мяч или задумался надолго, то мяч переходит к следующему участнику.

11. Эстафета «Собери куклу на прогулку»

Для этой игры необходимо разделить участников на 2 (или более) команды. Для каждой команды подготовить куклу и одежду. Участники по очереди подбегают к кукле, надевают на нее 1 предмет одежды и возвращаются к своей команде. Побеждает команда, чья кукла будет одета первой.

После завершения эстафеты можно предложить командам рассказать во что одета их кукла.

12. . Малоподвижная игра «1,2,3,4,5! Надо в круг скорей бежать

На игровой площадке обозначается круг.

Ведущий произносит слова: «1,2,3,4,5! Надо в круг скорей бежать

Тем, у кого….(белые носочки, обувь на липучке, есть карманы.)

Участник, у которого на одежде есть названные признаки бежит в круг.

13. Хоровод.

Дети водят хоровод, взрослый говорит:

«По дорожке Маша шла,
Маша тапочек нашла.
Маша тапки примеряла,
Чуть надела, захромала.
Стала Маша выбирать,
Кому тапочки отдать.
Коле тапки хороши:
- На, надень и попляши».

Обувь передается тому, чье имя названо.

14. «Найди отличия»


15. Пальчиковая игра «Жили-были в домике»

Жили-были в домике (Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Маленькие гномики:

Токи, пики, лики,

Чики, микки. (Загибаем пальчики, начиная с больших, на обеих руках одновременно.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибаем пальчики)

Стали гномики стирать (Тереть кулачками друг о друга)

Токи- рубашки,

Загибаем пальчики (по пальчику на каждую строчку),начиная с больших на обеих руках одновременно.

Пики- платочки,

Лики-штанишки,

Чики- носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил.


юлия умарова
Подвижные игры по лексическим темам в средней группе

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

(СРЕДНЯЯ ГРУППА )

Воспитатель : Умарова Ю. В.

СЕНТЯБРЬ

Тема : ТРАНСПОРТ

Подвижная игра «Самолёты»

Цель : учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Описание. Воспитатель предлагает детям приготовиться к «полёту» , показав предварительно, как «заводить» мотор и как «летать» . Воспитатель говорит : «К полёту приготовиться. Завести моторы!» - дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук : «Р-р-р» . После сигнала воспитателя : «Полетели!» - дети разводят руки в стороны (как крылья у самолёта) и «летят» - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя : «На посадку!» - дети садятся на скамейку.

Подвижная игра «Поезд»

Цель : учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить своё место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.

Описание. Дети становятся в колонну по одному (не держась друг за друга) . Первый – «паровоз» , остальные – «вагоны» . Воспитатель даёт гудок, и «поезд» начинает двигаться вперёд сначала медленно, потом быстрее, быстрее, наконец, дети переходят на бег. После слов воспитателя «Поезд подъезжает к станции» дети постепенно замедляют движение – поезд останавливается. Воспитатель предлагает всем выйти, погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой полянке. По сигналу дети снова собираются в колонну – и поезд начинает двигаться.

Тема : «МОИ ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ»

Подвижная игра :«Прокати мяч в ворота»

Цель : Воспитывать внимание, ловкость, быстроту реакции. Ход игры : Играющие становятся в 3-4 колонны и расставляют ноги на ширине плеч. Руки кладут за спину. По команде «Кати» задние катят мяч между ногами вперед. Передние, получив мяч, бегут назад и становятся последними в конце колонны. Выигрывает та колонна , которая удачно прокатила мяч.

Малоподвижная игра : «Найдем зайчонка»

Цель : Отдых после физической нагрузки.

Ход игры : Игроки закрывают глаза, а педагог в это время на площадке прячет зайчика. По сигналу дети открывают глаза, спокойно ходят по площадке и ищут зайчика. Тот, кто нашел, поднимает его вверх, игра повторяется снова.

Тема : «ОСЕНЬ, ОСЕНЬ В ГОСТИ ПРОСИМ!»

Подвижная игра «Осень в гости к нам пришла и с собою принесла»

Цель : развивать внимание, память, учить ориентированию в пространстве, учить применять новые знания на практике, развивать творческие способности, способствовать воспитанию умения играть вместе.

Количество игроков не ограничено. Игру можно проводить как в помещении, так и на игровой площадке на участке. Перед игрой детям объяснить правила игры . Дети свободно двигаются по пространству (группе , участку) и слушают команды. По команде выполняют движения. Перед игрой педагог демонстрирует движения на каждую команду. Можно отрабатывать две команды в начале игры и постепенно вводить другие команды, усложняя игру.

Команды :

«Листочки» - присесть на корточки, имитировать падение листьев руками и опустить ладошки на пол (землю) .

«Ветер» - не быстро бегают по комнате или участку в свободном направлении.

«Деревья» - стоя прямо, вытянуть руки вверх, наклоны влево и вправо

«Солнышко» - стоя прямо руки и ноги на ширине плеч (изобразить лучики солнца, как вариант могут быть прыжки с движениями рук и ног.

«Грибок» - дети присаживаются на корточки и делают руками «шляпку гриба» над головой.

«Дождик» - имитация капель дождя пальцем по ладошке (если игра в помещении, педагог изображает «зонтик» , все бегут к педагогу и обнимаются (если игра на площадке) .

Подвижная игра :«Осенний хоровод»

Осенний хоровод поможет детям запомнить форму листьев разных деревьев и научит действовать согласованно. В середине круга находятся листья трех – четырех видов деревьев. Количество каждого вида листьев соответствует количеству детей. Дети водят хоровод вокруг листьев. Взрослый произносит : «Раз, два, три, листик березы скорей бери!» Дети подбегают к листьям, находят листья березы и поднимают их вверх, затем складывают отдельно на землю. Хоровод продолжается до тех пор, пока листья в круге не закончатся.

Тема : «МОЙ РОДНОЙ ГОРОД»

Подвижная игра : «Любимый город» .

Цель : развивать физические (ловкость) и волевые (выдержку, настойчивость) качества; эмоциональную сферу ребенка, внимание

Участники игры размещаются в одном «городе» . В центе ловишка. Цель перебежать в другой город не заморозившись. Кто перебежал в любимый город не заморозившись, тот и выиграл.

Тема : «ЧТО НАМ ОСЕНЬ ПОДАРИЛА»

Подвижная игра : «Я садовником родился» .

С помощью считалочки выбирается водящий, он становится «садовником» .

Остальные игроки становятся «цветами» растущими на «грядке» .

Каждый ребенок выбирает себе название цветка, свое новое имя, и сообщает всем остальным.

– Я садовником родился,

не на шутку рассердился,

все цветы мне надоели,

кроме "гвоздики"

(называет любой цветок из присутсвующих на грядке)

«Гвоздика» тут же должна отозваться :

– Что с тобой?

– Влюблена

– В кого?

– В гиацинт! (тут игроку важно вспомнить какие еще цветы есть на грядке рядом с ним) .

Гиацинт тут же должен отозваться.

Влюбляться можно и в садовника, но только не сразу после того как он назвал цветок.

То есть цепочки садовник-гвоздика-садовник быть не может.

Должно быть хотя бы садовник-гвоздика-гиацинт-садовник.

Если игрок не отозвался на имя своего цветка или не смог придумать в кого он «влюблен» , он становится садовником и игра начинается сначала.

Эстафета : «Отнесем овощи во двор»

Дети делятся на две команды. Бег по извилистой дорожке между кеглями, прыжки через канавку, взять муляж овоща и принести в чашку.

Подвижная игра «Овощи и фрукты» Группа делится на две равных по количеству детей подгруппы , выстраиваются в колонны. На противоположной стороне зала находится корзина с муляжами овощей и фруктов. Задача команд : одна собирает только овощи, другая команда – фрукты, которые складываются в лукошки. Один игрок может принести в своё лукошко только один предмет. В конце игры подсчитывается только количество правильно собранных овощей или фруктов. Один предмет – одно очко. Подведение итогов , н

Подвижная игра «Собираем урожай»

Цель. Воспитывать выдержку и дисциплинированность.

Упражнять в метании мяча в горизонтальную цель левой и правой руками.

Развивать глазомер, глазодвигательные функции, фиксацию взора.

Оборудование : корзинки, маленькие мячи двух цветов.

Описание. На расстоянии 2 м. от детей стоят корзинки, рядом с детьми лежат маленькие мячи двух цветов. Воспитатель объясняет детям, что они – зайцы, а мячи – это овощи, которые нужно собрать в корзинки.

Соберут зайчата ловко

С грядок сочную морковку

И хрустящую капусту.

В огороде будет пусто.

По очереди дети бросают мячи «овощи» в корзинку : левой рукой – «морковку» , а правой – «капусту» .

Тема : «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»

Подвижная игра «Цветные автомобили»

Описание : Дети рассаживаются вдоль стены на стульчики. Их назначают «автомобилями» . Каждому раздаются флажки разных цветов. Воспитатель встает перед детьми и держит в руке по одному флажку тех же цветов, что и у детей. Воспитатель поднимает вверх любой флажок, например, красный. Это сигнал для «автомобилей» , что пора выезжать из своих «гаражей» . Дети, у кого красный флажок встают и ходят по комнате, при этом гудят, изображая автомобиль. Воспитатель опускает флажок. «Автомобили» сразу же останавливаются и не двигаются с места. Звучит команда «пора домой» . «Автомобили» разъезжаются каждый на свое место. Воспитатель опять поднимает флажок, но уже другого цвета и игра продолжается – выезжают другие «автомобили» . В эту игру можно играть не более 6 минут!

Подвижная игра «К своим знакам»

Подготовка к игре :

Играющие делятся на группы по 5–7 человек , берутся за руки, образуя круги.

Атрибуты :

Набор дорожных знаков;

Магнитофон.

Правила игры :

В середину каждого круга входит водящий со знаком, объясняя его значение. Далее звучит музыка, дети расходятся по площадке, танцуют. Водящие в это время меняются местами и знаками. По сигналу играющие должны быстро найти свой знак и встать в круг. Водящие держат знак над головой.

Тема : «ТРУД ВЗРОСЛЫХ»

Подвижная игра : «Повар и котята» .

Цель : развивать ловкость, быстроту, внимание.

По считалке выбирается повар, который охраняет лежащие в обруче предметы – «сосиски» . Повар разгуливает вокруг обруча – «кухни» . Дети - котята идут по кругу, выполняя различные виды ходьбы, бега, произнося текст :

Плачут киски в коридоре,

У котят большое горе :

Хитрый повар бедным кискам

Не дает схватить сосиски.

С последним словом «котята» забегают на «кухню» , стремясь схватить сосиску. Повар пытается осалить вбежавших игроков. Осаленные игроки выбывают из игры . Игра продолжается до тех пор, пока все сосиски не будут украдены у повара. Выигравший котенок становится поваром.

Нельзя раньше времени забегать в круг. Повару не разрешается хватать котят, только салить, ему не разрешается выходить за пределы круга. Запрещено брать одновременно 2 и более предмета.

Подвижная игра «Рыбалка»

Задачи : Учить детей сохранять равновесие во время бега, изменяя направление и темп, не наталкиваясь друг на друга. Воспитывать у детей умение ориентироваться в пространстве. Учить внимательно слушать текст игры и действовать в соответствии с ним.

Материал : пластмассовой обруч, обшитый марлей (по типу сачка, шапочки-рыбки.

Ход игры:

На стульчике с обручем-неводом сидит воспитатель и говорит :

Я рыбак на берегу

Рыбку я сижу ловлю

Вот поймаю карася,

Окунька и пескаря!

Ну-ка, рыбья детвора,

Разбегайся кто куда!

Я свой невод запущу

И рыбешек захвачу!

После этих слов воспитатель ловит неводом-обручем «деток-рыбок» . Повторять можно несколько раз в зависимости от активности детей.

В конце воспитатель говорит :

Свой улов возьму с собой

И пойду скорей домой!

Тема : «КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ» .

Подвижная игра «Радуга» .

Ход игры : Считалкой выбирается Радуга, он становится лицом к играющим, расставив руки в стороны (в течение всей игры он остается на своем месте) . Радуга называет какой-либо цвет. Игроки находят этот цвет в одежде у себя или у кого-нибудь из соседей (можно держаться за одежду других) и, касаясь этого цвета, спокойно проходить под Радугой (под его руками) . Если у игрока нет нужного цвета и нет возможности коснуться названного цвета, он должен быстро пробежать под Радугой. Если Радуга осалил игрока, то он становится новой Радугой и игра продолжается.

(вариант 1) Водящий отходит в сторону, пока играющие договариваются, кто будет подавать голос. Затем водящий встает в круг и закрывает глаза. Играющие идут по кругу со словами : "Мы собрались дружно в круг, повернулись разом вдруг, а как скажем "скок, скок, скок" {эти слова произносит один человек, отгадай чей голосок". Водящий открывает глаза и отгадывает, кто из ребят сказал "скок, скок, скок". Если это ему удается, он и говорящий меняются местами.

(вариант 2)

Описание : Дети сидят в кругу. Один ребенок встает или садится в центре круга и закрывает глаза. Воспитатель не называя имени ребенка, показывает рукой на кого - либо из детей, которые сидят за спиной. Тот, на кого указали, встает и громко называет имя ребенка, который сидит в середине круга. Если ребенок угадал, кто его позвал, он открывает глаза, и они меняются местами с тем, кто назвал его имя. Если не отгадал воспитатель предлагает ему не раскрывать глаза, а еще раз послушать, кто его имя называет. Игра повторяется 2 - 3 раза.

Тема : «МЫ РАЗНЫЕ - МЫ ВМЕСТЕ»

Подвижная игра : «У медведя во бору» .

Задачи : Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь.

Описание : На одной стороне площадки проводится черта – это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Воспитатель назначает медведя, остальные дети – у себя дома. Воспитатель говорит : «Идите гулять!» . Дети направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения и хором говорят : «У медведя во бору, грибы ягоды беру. А медведь сидит и на нас рычит» . Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие произносят «Рычит!» медведь встает, дети бегут домой. Медведь старается их поймать – коснуться. Пойманного медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных выбирается новый медведь.

Правила :

Медведь имеет право вставать и ловить, а играющие – убегать домой только после слова «рычит!» .

Медведь не может ловить детей за линией дома.

Варианты : Ввести 2 медведей. Поставить на пути преграды.

Подвижная игра : «Найди себе пару»

Задачи : Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.

Описание : Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному флажку. По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару!» , дети, имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят : «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай!» .

Правила :

Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову) воспитателя.

Каждый раз играющие должны иметь пару.

Варианты : Вместо флажков использовать платочки. Чтобы дети не бегали парами, ввести ограничитель – узкую дорожку, перепрыгнуть через ручеек.

Тема : «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» .

Подвижная игра : «Лохматый пес»

Выбирается пес на голову одевается шапочка, садится на корточки. Дети двигаются к нему с противоположного конца зала :

Вот лежит лохматый пес

В лапы свой уткнувши нос

Тихо, мирно он лежит

Не то дремлет, не то спит,

Подойдем к нему разбудим!

И посмотрим что же будет?

После последних слов дети разбегаются а пес старается их поймать.

Подвижная игра : «Кот Васька»

Выбирается кот. Он садится в центр, а дети водят вокруг него хоровод со словами :

Мыши водят хоровод

На лежанке дремлет кот

Тише мыши, не шумите

Кота – Ваську не будите

А не-то проснется кот

И разгонит хоровод.

Тема : «ОДЕЖДА И ОБУВЬ»

Эстафета : «Найди пару» .

Дети делятся на две команды. У каждого ребенка в руках обувь. В противоположном конце зала вторая пара обуви. Задача найти вторую пару. Чья команда быстрее.

Подвижная игра «Найди свои штаны» !

Цель : развивать ловкость, внимание, умение быстро реагировать на сигнал, формировать навыки ориентировки в пространстве.

Каждый игрок выбирает себе домик – обруч с лежащей в нём любой ОДЕЖДОЙ. По сигналу воспитателя : «Идём гулять!» ребята выходят из своих домиков и гуляют. Воспитатель тем временем меняет ОДЕЖДУ местами. На сигнал «Найди свои штаны!» дети находят свой домик. Поощрить тех ребят, которые нашли свой домик первыми.

Тема : «Я И МОЯ СЕМЬЯ»

Подвижная игра : «Замри»

Звучит музыка, дети выполняют разные прыжки по залу, воспитатель выключает музыку и показывает карточки с изображением разных поз человека. Дети должны изобразить эту позу. Сделавший не правильно, выбывает из игры .

Подвижная игра «Ищи свой дом»

Цель :*Развивать быстроту реакции.

Закреплять знание алфавита или геометрические формы.

Координация речи с движением.

Развитие творческого воображения.

Нарисовать четыре домика. На каждом буква или геометрические фигуры разного цвета по количеству игроков. Например : 1домик-4треугольника-красный, синий, желтый, зеленый; 2домик-4круга-красный, синий, желтый, зеленый и т. д. Ведущий делит детей на четыре команды. Детям каждой команды называет слова, начинающиеся с букв, которые нарисованы на домиках или фигуры разного цвета.

Дети идут по кругу :

Я иду, иду по кругу,

Дом ищу себе и другу.

Быстро, быстро я иду,

Домик наш сейчас найду.

По команде ведущего :- "Домой" дети бегут к своим домикам. Кто прибежал первым, занимает домик. Остальные возвращаются в круг.

Снова идут по кругу. По команде "Домой" бегут к домикам. Первый подбежавший говорит :- "Тук-тук". Его спрашивают :-"Кто пришел?" Он называет себя и его пускают в дом.

Игра продолжается до тех пор, пока все жильцы не займут свои дома.

Цель: упражнять детей в сплочённости и слаженности коллективных действий, в , .

Игровые правила: ладони удерживать ровно, не хватать одежду, дотрагиваться нежно, ласково т.к. стиральная машина работает в «щадящем режиме». Предметы одежды для стирки называются ребёнком, стоящим внутри круга («стиральной машины»).

Игровые действия: дети, изображающие стиральную машину, дотрагиваются ладонями до названного предмета одежды на другом ребёнке. Ребёнок в середине круга кружится, подставляя к ладоням детей названный для стирки предмет одежды.

Ход игры

Педагог предлагает детям стать в тесный круг, прижавшись плечами друг к другу, выставить перед собой ладони. Один из играющих становится внутри круга.

Педагог: «Наша новая стиральная машина справляется с трудной задачей - стирает, сушит и гладит одежду прямо на человеке!»

Постирайте мне, пожалуйста, жилетку!

Дети ладонями дотрагиваются до жилетки, двигают руки вверх-вниз.

Посушите мою жилетку!

Дети убирают от жилетки руки, прижимают ладони к своей груди и нежно дуют на жилетку товарища.

А сейчас мою жилетку надо выгладить!

Дети вновь прижимают ладони к жилетке товарища и не торопясь гладят её ладонями вверх-вниз.

Спасибо, теперь моя жилетка, как новенькая!

Дети меняются, следующий ребёнок просит друзей постирать на нем рубашку (юбку, брюки, колготы, гольфы и т.п.)

Игра «Светофор»

Цель: развивать наблюдательность, внимание, уточнять , материалов, из которых сделаны предметы одежды.

Игровые правила: ребёнок в роли «светофор» разрешает перейти «перекрёсток» только тех детей, которые нашли в своей одежде (или в одежде друга) и показали названный признак, предмет, деталь.

Игровые действия: ведущий, играющий роль «светофора» называет деталь того или иного предмета одежды, из какого материала изготовлена, аксессуаров (можно называть материал, или другой признак - например, цвет). Игроки дотрагиваются до названного предмета и переходят через «перекрёсток».

Материал: полоса (верёвка), изображающая перекрёсток.

Ход игры

Ведущий в роли «светофора» становится на перекрёстке и объявляет: - Через перекрёсток пройдёт тот, у кого есть карман!

Играющие стоят на одной из сторон импровизированной «дороги», двигаются через перекрёсток, прикасаясь и показывая «светофору» названную им часть одежды.

Ребёнок в роли «светофора» должен следить, у всех ли имеется карман, правильно ли ему показывают деталь и тогда пропускает через перекрёсток.

Если у кого-то из детей в одежде нет кармана, он может дотронуться до кармана своего друга и тоже перейти на другую сторону дороги.

Затем «светофор» называет новое задание:

Через перекрёсток пройдёт тот, у кого есть… носовой платок!

Так же можно называть: красный цвет в одежде, пояс, манжеты, воротник, сандалии, шорты, юбка, платье, одежда из шерсти, одежда из хлопка, пуговица, застёжка-«молния», шнурки и т.д.

Игра «Что из чего сделано?»

Цель: уточнять представления детей о разнообразии материалов, из которых , обуви, головных уборов.

Игровые правила: называть признаки материалов, не повторяясь; придумывать необычные сочетания материалов, новые свойства, возможности предметов одежды, обуви, головных уборов

Игровые действия: находить в альбоме заданный образец материала, называть его, перечислять свойства этого материала и особенности изделия из него.

Материал: альбом с лоскутками различных материалов, ящик для посылки

Ход игры

Педагог рассказывает, что Золушка любит шить различные наряды для жителей сказочного королевства. У неё много разных материалов, но она уже затрудняется придумывать, из чего лучше сделать тот или иной наряд. Она прислал нам посылку с журналами моды и набором лоскутков тканей. Давайте ей поможем!

Например, педагог показывает картинку спортивного костюма: «Какой материал мы посоветуем ей выбрать для такого костюма? Для чего подойдёт такой костюм? Можно ли сделать спортивный костюм из другого материала? Чем такой костюм будет отличаться от предыдущего?» И т.д.

Педагог (кто-то из детей) схематично зарисовывает ответы детей: «цветок льна» приложить к картинке с изображением юбки, «коробочку хлопка» - к рубахе и т.д. Эти «схемы» педагог складывает в посылку для Золушки.