Великорецкий крестный ход-2016

Velikorezkaya

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры… но о ней не просит…
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнУтой дверью:
«Впусти меня! – я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»

(“Наш век”, Федор Тютчев, 1851)

dsc0987922 мая 2016, в день Николая Чудотворца, по телеканалу “Культура” был показан документальный фильм режиссера Константина Голенчика “Великорецкий крестный ход. Обыкновенное чудо”. Никогда
прежде не слышала об этом крестном ходе, но вдруг поняла, что обязательно должна пройти путь вслед за чудотворной иконой Николая. Заказала электронные билеты на поезд до Кирова и обратно. Признаюсь, что потом, до самого крестного хода, плохо засыпала ночами, мучили сомнения, смогу ли осилить этот духовно удивительный и физически тяжелый ход. Счастлива, что смогла. Не буду описывать подробно свой крестный ход (это слишком личное), но расскажу об этом событии в общих чертах.
velikoretskiyВКХ совершается ежегодно с 3-го по 8 июня из города Кирова, от Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря до поселка Великорецкое (через села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово и др.) и обратно и обратно в Киров (через село Медяны, поселок Мурыгино, поселок Гирсово). Общая протяженность пути составляет более 150 км. Это великое православное событие собирает верующих со всех концов России и зарубежья. Люди стекаются в город Киров, чтобы пешком пройти по вятской земле вслед за чудотворной иконой Святителя Николая. Людская река течет по вятской земле и дух захватывает от ее живого течения. Ежегодно ВКХ собирает от 30 до 60 тысяч крестоходцев. На праздничные молебны в село Великорецкое, помимо крестоходцев, прибывают и другие паломники, добираясь на общественном и личном транспорте. Поэтому число участников молебна существенно увеличивается. Но статистика в подобных мероприятиях – дело последнее, хотя и интересное.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

dsc09956aВсе началось более 600 лет тому назад, в 1383 году, на реке Великой, недалеко от вятской деревни Крутицы. Крестьянин Семен Агалаков нашел на берегу реки икону Николая Чудотворца. Он принес ее в свой дом и вскоре икона проявила свою чудотворную силу, исцелив одного деревенского калеку, который не мог ходить. Молва о чудотворной иконе быстро разнеслась по всему Вятскому краю. Так появились в деревушке Крутицы первые паломники. Прошло еще немного времени, слава о Великорецкой иконе Николая Чудотворца все ширилась, и вот решено было перенести ее в город Хлынов. В благодарность за драгоценный дар горожане дали обет, что ежегодно будут возвращать икону на место ее обретения, к реке Великой, для совершения церковного молебна. Так зародилась традиция Великорецкого крестного хода (ВКХ). Потянулись к Николаю Чудотворцу многочисленные православные паломники со всех сторон света.
С 1392 года икона совершает свой ежегодный путь до реки Великой и обратно в город Хлынов (Вятку, Киров). До 1777 года крестные ходы с Великорецким образом Николая dsc09955Чудотворца происходили водным путем, на плотах. Говорят, что пару раз икону (по неизвестным мне причинам) не отправляли в крестный ход, и в те годы на Вятке начинали происходить серьезные беды – погибали посевы, лихие испытания обрушивались на вятский народ. Связав эти тяжелые события с нарушением обета, данного когда-то предками, православные люди стали ответственно относится к соблюдению традиции Великорецкого крестного хода. Даже в годы советского богоборчества находились истинные герои-крестоходцы, пробиравшиеся к Великой реке через леса, тайными тропами, скрываясь от милицейский кордонов и облав. В первые годы советской власти великорецкие крестоходцы прошли
жестокие  испытания за противостояние новой власти и за православную веру, многие из них прошли тюрьмы и лагеря, а многие из вятского священства и прихожан были расстреляны. Вечная им память.
Великорецкая икона Святителя Николая дважды побывала в Москве. Впервые это произошло во времена Ивана Грозного. Один из приделов строившегося тогда московского Покровского Собора (Храма Василия Блаженного), был освящен в честь Великорецкой иконы Николая Чудотворцdsc09896aа. В 17 веке, во время царствования Михаила Федоровича, икона побывала в столице еще раз.

В 20-е годы прошлого века были разрушены почти все вятские храмы, в том числе и Кафедральный собор города Вятки (бывшего г. Хлынова), где находилась Великорецкая чудотворная икона Николая. В момент уничтожения храма подлинная икона исчезла и о судьбе ее не известно до сих пор. Все последующие крестные ходы (и до настоящего времени) совершаются с чудотворным списком с той прославленной иконы.

С 1668 года 24 мая (6 июня по новому стилю) празднуется день явления Великорецкой иконы Святителя Николая. Именно ко дню 6 июня икона ежегодно приходит с крестным ходом на берег реки Великой, приводя за собой следом православных паломников. В этом году из Кирова крестным ходом вышло около 30 тысяч паломников, на службе в селе Великорецкое DSC09916абыло около 60 тысяч, а обратным пешим ходом в Киров вернулось около 11 тысяч (статистику брала из интернета). Я очень рада, что мне посчастливилось пройти этот ход полностью и быть среди тех, кто прошел его до самого конца.

Великорецкий крестный ход был официально запрещен советской властью в мае 1959 года. Лишь в 1999 году были сняты запреты на его проведение и традиция возродилась с новой силой, ежегодно привлекая к себе все большее число участников. В 2000 году патриарх Алексий II присвоил DSC09873аВеликорецкому крестному ходу статус Всероссийского.

Спасибо жителям Вятки, что сохранили для России эту замечательную православную традицию!  Пять дней вятского пути впечатались в меня, как особенные. Ничего подобного со мной раньше не случалось. Хотелось бы сохранить в себе эту радость навсегда, чтобы в трудные минуты жизни воспоминания о Великорецком крестном ходе помогали подниматься и двигаться дальше. Дорогу осилит лишь идущий!

МАЛЕНЬКИЕ ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

DSC09824а

г. Владимир, вид с ж/д платформы

Выехала из Москвы 2 июня, в 20:05, с Ярославского, на поезде 032-ГА. Из экономии взяла место в сидячем вагоне и осталась довольна. Кресло удобное, откидное, есть возможность подремать. Для обратной дороги взяла плацкартное место, предчувствуя большую усталость. Основная часть пассажиров нашего поезда направлялась туда же, в Киров, на крестный ход, поэтому я даже не задумывалась, на каком транспорте буду добираться от кировского вокзала до Свято-Успенского Трифонова монастыря. Достаточно просто плыть по течению, состоящему из людей с рюкзаками. От ночного поезда запомнилась первая остановка во Владимире. Величественный Владимирский Собор светился белым ангелом на фоне наступающей ночи. Я вышла на перрон с фотоаппаратом. Мне вспомнились посещения этого прекрасного города и потрясающий, космический пейзаж, открывающийся взору с холма Соборной площади. Легко понять князя Владимира, решившего основать город именно в этом месте. Смотришь с высоты… весь мир расстилается перед тобой, как на ладони.
3 июня, в 08:33 утра, пdsc09931рибыла в Киров. Повинуясь людскому потоку, села в троллейбус, который минут через пятнадцать довез крестоходцев, набившихся битком, до нужной остановки. Пробиться на службу было невозможно из-за большого количества людей. Я быстро нашла передвижную камеру хранения, которая находилась на небольшом стадиончике, рядом с монастырем. Камера хранения обошлась в 800 р. на весь срок прохождения крестного хода. Мне выдали мешок № 577 со вложенным внутрь еще одним черным целлофановым мешком. Упаковала ненужные в этот день обувь и одежду, спальник и запас сухого пайка. Но рюкзак с непривычки все равно казался тяжелым. Перед началом хода я успела забежать в столовую, расположенную недалеко от монастыря и перекусить.
Вдруг из окон увидела, что крестный ход уже тронулся. Замелькали хоругви, отряд нарядных священников торжественным и спорым шагом двигался, увлекая за собой всех собравшихся крестоходцев. Икона находилась в центре их почетного эскорта. Выскочила на улицу и, мысленно помолившdsc09905aись, присоединилась к идущим. Перед тем, как отправиться в Великорецкий крестный ход, я получила благословение от отца Андрея, священника церкви Тихвинской иконы Божьей Матери села Среднего. Он сказал мне, благословляя: “Будет трудноватенько, но ты потерпи”. Я настроилась на трудноватенькое и, конечно, на потерпеть. Впереди было пять дней ВКХ.

Все транспортное движение в Кирове было парализовано. По городу текла Великая река. Даже кировская полиция по рациям называла шествие “рекой” (мимоходом услышала). Народ шел с христианскими песнопениями и то тут, то там раздавалось “Христос Воскресе!”, многие на ходу читали акафист Николаю Чудотворцу. Поднявшись на самую высокую точку кировского проспекта, я оглянулась назад и…  мороз по коже. Казалось, что этой живой человеческой реке нет конца и края. Нарядная, пестреющая христианскими знаменами и всеми цветами туристDSC09896аических экипировок, огромная человеческая река… и я внутри, как капелька, сопричастная огромному потоку. Вокруг царила атмосфера праздника, толпы провожающих кировчан на тротуарах вдоль дороги. Я рассматривала тех, кто оказывался рядом. Люди разного возраста, социальных групп и явно разной степени воцерковленности. Молодые семьи с малышами в колясочках, старички и старушки, группы молодежи, священники со своими прихожанами, инвалиды в колясках с сопровождающими (низкий поклон мужественным волонтерам), монашество, казаки, сербы, монархисты со знаменами, богатые и нищие. Нет-нет да и проскальзывали среди русской речи то итальянский, то испанский. Со всего света прибыли в Киров люди, чтобы стать частью Великой реки, на несколько дней стать пехотой Николая Чудотворца. Впервые я ощутила себя в живой, деятельной и физически осязаемой среде православия и от этого появилось чувство удовлетворения. Ведь у меня никогда не было настоящей церковной жизни. Так уж сложилась моя биография, так сформировался круг моего общения. Мое поколение было воспитано в духе атеизма и разве это не чудо, что многие из нас будучи в сознатdsc09979aельном возрасте обратились к православной вере, которую выкорчевывали в России целенаправленно и очень долго. Есть такое немного обидное, но верное слово – захожане (по-видимому, антоним к слову прихожане). Это о таких, как я, к сожалению. Придешь в церковь, подашь записочки, постоишь на службе, прочитаешь вместе со всеми Символ веры и Отче наш, прослушаешь небольшое напутствие священника, постоишь на панихиде и… восвояси. Причем, по ходу службы половину не понимаешь, ведь Евангелие и Апостолы читаются на церковно-славянском.

В уставе ВКХ предписано правило о том, что женщина в ход идет в платке и юбке. Это связано с тем, что во время крестного хода проходят церковные службы. Всем женщинам советую не пренебрегать уставом крестного хода, чтобы никого не смущать и самой не смущаться. С моей юбкой произошла забавная история. Для крестного хода я выбрала легкую летнюю юбку, которую можно было бы нdsc09986aосить поверх походных брюк. Перед самым отъездом был замечен существенный недостаток этой юбки – она была слишком длинной. Я путалась ногами в подоле и раздражалась от мысли, что мне придется идти в этом кошмаре 5 дней. Честно говоря, я с юных лет предпочитаю брюки юбкам. До поезда совсем не оставалось времени и я, не долго думая, обкорнала низ юбки, укоротив ее. Подшивать подол времени не было, я засунула юбку в рюкзак и отправилась на вокзал. К концу хода неподшитый низ юбки сильно излохматился. Общую картину дополняли и огородные галоши. Будучи новыми они имели ярко-желтый цвет, но с годами страшно поизносились и неотмываемо погрязнели. Зато эта обувь стала моим настоящим спасением после, не оправдавших мое доверие, кроссовок. А чтобы галоши не слетали во время ходьбы, я примотала их (через подошвы) к ногам веревками крест-накрест. Видок у меня был еще тот, но зато теперь я точно знаю, как выглядят настоящие оборванцы! 🙂
Многие кировчане по ходу шествия вливались в общий поток и дошли с нами до первой большой стоянки, чтоDSC09851абы посетить молебен в Троицкой церкви, а потом вернулись в Киров. Оставив вещи на привале, купила в церковной лавке маленькую книжицу с акафистом Николаю Чудотворцу. Читала ее по мере сил все время крестного хода, как и все остальные паломники, в движении, не останавливаясь, на ходу.

Весь крестный ход Икона шла слишком быстро для моих ножек. Я очень редко настигала ее на стоянках, поэтому пропустила много молебнов в селах, расположенных по пути ВКХ. Только по вечерам, перед ночлегом мне удавалось приложиться к Чудотворной. Но успокаивало то, что даже само участие в этом событии благотворно для грешной души, пусть ножки не успевали добежать, зато сердечко везде успевало. Достигнув села Великорецкое, я исповедалась и причастилась на берегу реки Великой, вместе с остальными крестоходцами.

ПАЛОМНИКИ

Главное в крестном ходе – это путь каждого паломника к Богу. ВКХ – не туристический слет, не развлекательное мероприятие на тему “а слабо!”  Здесь собираются верующие православные люди или стремящиеся стать таковыми. Представьте себе, какую великую силу обретают молитвы, когда одновременно молятся от 30 до 100 тысяч человек.

О ветеранах Великоdsc09941aрецкого крестного хода. Преклоняюсь перед этими людьми – молитвенниками о России и православном мире. Мне посчастливилось познакомиться с несколькими удивительными паломниками, которые ежегодно, в течение уже многих лет, совершают  полный крестный ход в оба конца, сопровождая икону Николая Чудотворца в Великорецкое и назад, в Киров.

Был день жары, все устало попадали в придорожную траву на очередном привале. Завязался разговор с рядом сидящей паломницей. Ей 67 лет, она очень плохо почувствовала себя из-за жары и сетовала на то, что дальше не в состоянии идти. Рассказывала нам, что пропустила ход всего два раза в жизни – когда убили ее сына и когда телилась ее корова. Вы только вдумайтесь, что стоит за ее словами! Я была просто ошеломлена. Тут тебе и горе материнское и судьба крестьянская – все вместе в нескольких словах. Всего два раза в жизни она пропустила ход. Все, сидевшие вокруг, паломники советовали ей обратиться к нашим спасателям, постоянно разъезжавшим на квадроцикле вдоль крестного хода. Они бы обязательно DSC09854аподвезли ее в следующий населенный пункт, куда мы шли. Но женщина ответила, что тогда душе ее будет очень горько, что она не смогла дойти сама. Вот так. Отдохнула…  встала… и ведь пошла… Буквально в этот же день мне довелось поговорить еще с несколькими ветеранами ВКХ. Одна женщина в этот день отмечала свое 60-летие, ее близкие и родня спрашивали, что подарить на день рождения и она попросила отпустить ее в крестный ход. А другой мужчина собирался отметить ДР в ближайшие дни и тоже решил сделать себе такой подарок. Вы понимаете? Люди, преодолевая тяжелые физические нагрузки, получают здесь настоящее духовное счастье. Для верующих людей Великорецкий крестный ход – это желанный путь, большая одушевленная церковь. В этой огромной реке людей я не заметила равнодушных, все были внимательны и доброжелательны друг к другу. Сколько бы я ни падала в дороге, меня всегда тут же кто-то подхватывал под руки. Идеальный путь для молитвы, долгий и тяжелый, радостный и высокий. Все в одном. Мне сказали, что самой старой женщине-крестоходцу – 83 года. Не знаю, была ли она в этот раз. Мудрые старики-паломники очень верно рассчитывают свой ход. Они никогда не спешат, идут со своей скоростью, делают привалы там, где сами считают нужным отдохнуть. Думаю, что слишком dsc09895aдолго не засиживаются на своих привалах, ведь в результате успевают к местам молебнов и ночевок вовремя, а часто и гораздо раньше молодежи.
Особое уважение вызывают люди, сопровождающие паломников в инвалидных колясках. Я дважды встречала одну и ту же группу в течение двух дней подряд. Несколько мужчин тащили на руках инвалидную коляску через постоянные препятствия на лесной дороге. Тут рюкзак то кажется неподъемным, самой бы дойти как-нибудь, а эти парни помимо своей ноши тащат еще и коляску с инвалидом. Молодая женщина-инвалид и ее верные спутники вызывали глубокое уважение у всех . Они постоянно подбадривали друг-друга добрыми шутками, называли ее принцессой и королевой, кричали: “Уступите дорогу принцессе!” Она весело смеялась в ответ на их шутки. На следующий день они придумали ей другое ласковое прозвище, я спросила: “А вчера была принцессой”. А они в ответ: ” Да надоело ей dsc09934aбыть принцессой!…” Господи, все так по-доброму. Светлые люди. Пусть Господь услышит их молитвы и воздаст им за их любовь.
И вот теперь сложный вопрос о детях. В первой половине хода я восхищалась семьями, идущими с детьми. Действительно, дети на удивление легче проходят этот многокилометровый марафон. Помню, как в конце одного дня, на лесной дороге одна девочка лет семи прыгала передо мной через канавку туда-сюда, туда-сюда. Без счета. И это в конце дня, пройдя уже 30 километров. Я представила себя на ее месте и стало смешно. Два раза – максимум, я бы прыгнула, а на третий? Меня бы вынесли вперед ногами из этой канавки. Вот что было бы. Очень понравились мне детки из семей священников. Веселые и воспитанные, вежливые, выносливые. Эти дети порхают по дороге, как стрекозкdsc09918aи, смотреть на них очень приятно.
Один священник сказал при мне одному из своих маленьких сыновей: “Будешь отвечать за воду в походе!” Мальчик серьезно воспринял папины слова. Уверена, что с водой у них все было нормально.
Возможно, я и осталась бы в полной уверенности, что дети на таком сложном пути – это нормально, если бы не тот дождливый день обратного хода после Великорецкого. Мы начали ход с 2-х часов ночи и шли под постоянным нудным дожем. Часто раздавалось “врача-врача”, мы передавали эти слова по живой цепочке. Это означало, что кому-то стало плохо и срочно нужен врач. На этот раз было плохо мальчику. Я увидела на обочине мать, склонившуюся над ребенком лет десяти, лежащем в глубоком обмороке. Он был бледным, как льняное полотно. Подоспевший врач спросил кусочек сахара. У меня был в кармане изюм, но это не подошло. Мать что-то лепетала о том, что сын сегодня плохо кушал, в руке у нее дрожала леденцовая конфета. Она пыталась водить ею по его губам. Я не могла больше видеть эту сцену и отошла в сторону. С этого момента появилось убеждение, что родители должны сто раз подумать, стоит ли рисковать здоровьем своих маленьких детей.
Есть еще одна категория людей, которым я советовала бы быть рассудительнее, прежде чем идти в Великорецкий крестный ход – это беременные женщины. Памятуя о том, как я кувыркалась на глинdsc09921aяной лесной дороге, даже не хочу думать, что может произойти при этом с беременной женщиной. Как часто и неоправданно мы берем на себя смелость излишне рисковать здоровьем других людей, в данном случае, еще не появившихся на свет, младенцев. Как тут не вспомнить слова Евангелия – “Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего” (Матф.4:7). Когда икона Николая Чудотворца уже подходила к Кирову на обратном пути ВКХ, нас обогнала скорая помощь с мигалками. А позже нам кто-то сказал, что прямо в этой скорой приняли роды у одной из наших беременных паломниц. Отважная женщина. Надеюсь, роды прошли благополучно и у мамы с малышом все хорошо.

ПАЛАТКУ БРАТЬ! САПОГИ БРАТЬ!

Если я когда-нибудь еще раз пойду в Великорецкий крестный ход, то обязательно возьму небольшую туристическую палатку. Полагаю, что таскать ее с собой не придется, буду сдавать в передвижную камеру хранения вместе со спальником и тем, что не потребуется на текущий день. Мысль о необходимости иметь свою палатку посетила меня из-за того, что мест в общественных палатках оказалось мало и была реальная возможность заночевать на улице, под открытым небdsc09992aом. К тому же, вместо того, чтобы спокойно постоять на молебне, начинаешь судорожно метаться по общественным палаткам в поисках свободного места. Говорят, что в этом году общественных палаток было меньше, чем в прошлые годы. Во время первого ночлега мне повезло, удалось пристроиться в одну из таких палаток. Здесь познакомилась с кировчанкой Мариной и ее спутниками. Предложила им половину свободного места в своем мешке для камеры хранения, а они великодушно пообещали, что по возможности, будут занимать для меня место в общественной палатке на очередном ночлеге. Что и произошло. Но в Великорецком все пошло не так. Связи по мобильнику не было и мы не нашли друг друга. Вообще связь в Великорецком – нулевая! Ни один оператор не берет. Единственное, что помогает – это скинутdsc09939aь смс, дойдет не сразу, но хотя бы дойдет через некоторое время. Я с трудом пристроилась в одну из общественных палаток, а Марина в неизвестном мне направлении оказалась без спальника и теплых вещей, которые остались в моем мешке № 577. Заглянув во все общественные палатки несколько раз, с разными интервалами времени, так и не нашла своих знакомых. А именно в ту первую ночь в Великорецком были настоящие заморозки. Перед тем, как улечься спать, я прикрепила ко входу нашей палатки записку “Марина, я здесь!” Но все оказалось напрасно. От холода и беспокойных мыслей о замерзающей где-то dsc00020aМарине, я проворочалась всю ночь. Утром мы случайно столкнулись с ней возле “синих домиков” (биотуалетов). Я закричала: “Марина, как вы выжили то этой ночью?!” Оказалось, что они не спали, где-то в час ночи отправились в теплую церковь и были там все время на ночной службе, до самого утра. Этим утром мы распрощались, они уезжали назад в Киров на автобусе и в обратный пеший ход не собирались. Вообще многие люди, особенно с детьми, идут только до Великорецкого, а потом возвращаются в Киров на автобусах. Поэтому количество людей, продолжающих крестный ход после Великорецкого уменьшается примерно вдвое.

Перед тем, как отправиться из Москвы в Киров, просматривала в интернете советы бывалых крестроходцев и поняла, что каждый грамм веса в рюкзаке нужно учитывать. И тут встал вопрос о резиновых сапогах. Некоторые советовали их не брать. Ай-ай-ай. А ведь те, кто много раз был в ВКХ знают, что не было ни одного года без дождя. Я выбрала для себя альтернативный вариdsc09987aант в виде огородных галош и все было бы хорошо, если бы эти галоши не стерли свои рифленые подошвы еще ой, как давно. Разношенные, проверенные кроссовки подвели после первой же ночевки в Бобино. Напитав в себя утреннюю росу, они через две пары носков умудрились растереть ноги. Пальцы ног покрылись волдырями. Я же совершила огромную глупость и не стала брать с собой во второй день хода сменной обуви, сдав ее в передвижную камеру хранения, легкомысленно доверившись “бывалым” кроссовкам. Дойдя до официального привала пришлось обратиться к медикам, они проткнули волдыри, обработали ноги зеленкой и налепили солидные пластыри. После этого мною была совершена еще одна грубая ошибка. Нога с пластырями заняла больший объем внутри кроссовок и нужно было слегка ослабить шнуровку, чего я не сделала. В результате, от тесноты и надавливания на пальцы, ноги довольdsc00025aно сильно травмировало. Их пришлось замотать пластырями наглухо, потому что дотрагиваться до посиневших пальцев ног стало невозможно. Вот тут пришли на помощь мои огородные галоши. Они прекрасно оправдывали себя (с двумя хлопчато-бумажными и одним шерстяным носками) до того дня, пока мы не тронулись в обратный ход из Великорецкого. Вышли в 2 часа ночи и весь день шли под непрекращающимся дождем без привалов, потому что приваливаться было некуда, вокруг стояли лужи и мокрая трава. Когда начался лес с глиняной дорогой, мои галоши подвели. За годы огородной эксплуатациии с них стерлась рифленая подошва и я начала кувыркаться на глиняной дороге, как клоун в цирке. Каждый раз меня подхватывали чьи-то заботливые руки. Сначала я считала количество падений, но потом бросила это глупое занятие и стала с пристальным вниманием рассматривать дорогу. Идеально было идти по траве, но такие участки были не всегда. Один раз я так круто навернулась, что думала у меня верный перелом. Левое бедро потом долго болело и было ощущение растянутых связок.
Незадолго до знаменитого глиняного Медянского подъема мы все же сделали пару небольших привалов с разведением костров. Один короткий привал, второй более продолжительный и я решила, что пока не просушу носки, с места не тронусь. В результате, прожгла в носках несколько порядочных дырищ. К последнему привалу перед Медянской горкой я уже прекрасно разбиралась в различных сортах местной глины, а именно, могла на глаз определять в которой поdsc09991aбольше песочка, а в которой его нет. Жирную глину просто невзлюбила – это всегда был мой верный кульбит. Я стала называть себя Ириной в шоколаде, потому что целиком покрылась тонким слоем глиняной глазури.
Старания уберечь вещи от промокания не привели к успеху, все вещи, находившиеся внутри рюкзака, промокли. По возможности я высушивала их на себе или подвяливала во время привалов в последующие дни. Домой приехала с полным рюкзаком сырых вещей. Поэтому рекомендую на буdsc09996aдущее брать с собой либо очень длинную плащпалатку, целиком накрывающую рюкзак, либо большой кусок целлофана. Видела интересные плащпалатки со специальным отделением для вставки рюкзака. Конечно, и рюкзачки бывают с хорошей гидрозащитой, но это дорогое удовольствие. От своего рюкзака я хотела бы только одной дополнительной детали – поясного ремня. Вот чего мне действительно не хватало в нем. Нагрузка тогда более равномерно распределялась бы по позвоночнику. Надо учесть и это на будущее. Первый (дождливый) день обратного хода с иконой стал для меня самым тяжелым из всех, хотя легких вообще не было, а до этого в лидерах по тяжести прохождения был день жары. Для многих людей жара в пути переносится гораздо хуже холода.
Из всего вышесказанного следует, что к обуви для таких марафонов нужно относиться крайне серьезно. Кроссовки должны быть проверены, не впитывать в себя dsc09999aводу. Обувь должна быть на два размера больше (для двух пар носков на ногах) и иметь хорошую рифленую подошву, обязательно толстую. Бывалые крестоходцы сказали мне, что дождь, под которым мы шли всю ночь и весь день до вечера – это все ерунда, однажды им пришлось идти целый день под сильным ливнем, вода переливалась у них через края сапог.

ПАЛОЧКА-УБЕГАЛОЧКА

Она же палочка-выручалочка 🙂 Появилась у меня прямо по волшебству. На одном из привалов перед Великорецким вдруг заметила, что мои отдавленные пальцы ног стали невыносимо-фиолетового цвета. Богатое воображение подсказало лишь одно слово – “га-а-ангрее-е-ена!” 🙂 Слезы навернулись на глаза, я шмякнулась спиной на туристический коврик, с тоской глядя в вятское небо. После чтения акафиста Николаю удалось взять себя в руки, успокоиться и поковылять дальше. Вдруг на дороге ко мне подходит женщина и спрашивает:”А хотите посошок?” Честно скажу, в тот момент мне подумалось, что это ангел спустился с неба и предлагает мне драгоценный артефакт. Конечно!… Спасибо вам, милая сестра!!!… Посох в тот день – стал моей материализованной мечтой. (Вообще, народ поговаривает, что с посошками в ВКХ всегда какие-нибудь интересные мистические явления). Я давно обратила внимание на то, что многие мужчины ныряют в лес и приносят оттуда тонкие деревца, с которых обдирают кору и, поработав ножом, делают дорожные посохи. Но попросить кого-то из мужчин сделать для меня такой посошок было неудобно. А тут помощь пришла сама по себе и как раз в тот момент, когда быdsc09938aла необходима. Маленький посошок теперь стоит на нашей даче в “красном углу”, на заслуженном отдыхе. Считаю его существом одушевленным и… с довольно вредным характером 🙂 Палочка-выручалочка не только помогала в пути, но и намотала несколько километров на мой личный “спидометр”. Увы, я часто забывала ее на привалах и спохватывалась уже далеко от мест стоянок. Возвращалась… Ворчала на свою палочку-убегалочку, как на живого человека, грозилась больше никогда не вернуться за ней в следующий раз (будто бы это она во мне нуждалась, а не я). Самой смешной стала “потеря посоха”, перед последней ночевкой в Мурыгино. Перед входом в городок я мыла свои замечательные галоши под мощной струей воды из уличной колонки. Посошок прислонила к забору ближайшего палисадничка. Дойдя до центра Мурыгино, вдруг ощутила, что мне как-то неудобно ковыляется … Ах, ты ж! …. забыла палочку на окраине города. Вернулась за ней через весь город, потому что друзей не бросают. Из-за этого не попала на службу и чуть не заночевала под открытым небом. Почему-то в Мурыгино не поставили общественных палаток. Я моталась по городу, как неприкаянная. Потом тупо зашла в дом культуры, где все помещения были уже забиты паломниками и на слова, что здесь нет мест, хмуро сдвинула брови и легла под стол, на котором стояли самовары и прочие сопутствующие сушки и сухарики для угощения паломников. Женщина вскрикнула:”Вас же обольют кипятком!” Уже находясь в горизонтальном положении, я ответила ей сурово:”А и пу-усть!…”

СПАСИБО ВСЕМ ВОЛОНТЕРАМ! ХРАНИ ВАС ГОСПОДЬ!

dsc00005aХочу сказать спасибо всем, кто прошел со мной Великорецкий крестный ход! Всем, кто помогал людям в пути! Спасибо, дорогие медицинские работники, за неоценимую помощь в ВКХ. Спасибо жителям сел за ночлег, воду, еду и туалеты! Спасибо всем организациям и меценатам, которые приложили усилия для такого массового и важного для людей мероприятия. Знаю, что перед ВКХ на непролазные дороги приезжали волонтеры, чтобы спустить воду из огромных луж, привести в порядок лесные дороги. Была проведена обработка леса от клещей.

МАЛЕНЬКИЕ СОВЕТЫ ОТ БЫВАЛЫХ

Свое довольно сумбурное описание закончу несколькими советами, которые получала на привалах от опытных крестоходцев.

Если ступни ног и пальчиdsc09929aки устали и болят, то можно нарвать крапивных листьев. Складывая листочки пополам, закладываем их между пальцев ног, как прокладочки и надеваем носочки. Действительно помогает. Испытала на себе. Жжение терпимое и отвлекающее усталые ноги от боли.

Паломник-кировчанин Николай сделал настоящее открытие для многих, бывших рядом с ним в тот день на привале в заброшенной деревеньке. Если протереть икры ног и ступни спиртом, то усталость моментально проходит и вы можете пройти еще очень много километров, прежде чем почувствуете утомление. Уточняю для шутников и любимых троллей – не внутрь, а наружно! 🙂 Этот паломник всегда берет в ВКХ грамм 300 спирта для протирки ног и помогает не только себе, но и многим другим людям. Спасибо Николаю за этот потрясающий рецепт. Полное ощущение легкости. Летела потом на ножках, как на крылышках.

А еще Николай научил нас правильно прокалывать мозоли в долгом пути. Потребуется зеленка и иголка с ниткой. Окунаем иголку с ниткой в зеленку. Вздувшийся мозоль прошиваем иголкой по горизонтали, у основания, насквозь. Нитку при этом оставляем в мозоли так, чтобы кончики были с обеих сторон. Получаем дренаж, по которому жидкость из мозоли тут же стекает. Щедро смазываем всю поверхность раны зеленкой, нитку можно некоторое время не вынимать.  Плюс в том, что не нужно сдирать кожицу с волдыря, а жидкость из него отходит. Затем налепляем на мозоль пластыри, надеваем чистый носок и делаем прокладочки из подсобных мягких материалов между носком и обувью, например ватную. Не забывайте расслабить шнуровку, если стало слишком туго.

P.S.   На обратной дороге в Москву мне так не удалось улечься на свою нижнюю плацкартную полочку. Рядом со мной оказалась очень тучная женщина, которая смогла купить билет лишь на верхнюю полку. Уступила ей свою нижнюю, но и на верхней полке жизнь казалась мне раем, хоть все тело гудело. Я заснула сладким сном и проснулась лишь в Подмосковье с единственной мыслью – не забыть свою палочку-убегалочку. Добралась до дома в своей нищенской амуниции, ничуть не смущаясь ни в метро, ни на улице. В душе царил удивительный покой и благодать. Я любила весь мир и все люди были мне братьями!

 

Comments
  1. Мда. Легка же ты на подъём. У меня бы духу не хватило на такое путешествие. Здорово, конечно, что столько народу разного возраста и социального статуса идут в крёстный ход. Это хорошая русская православная традиция Отрадно, что столько народу собирается. Я бы не осмелился, хоть и люблю ходить пешком. А то, что иностранцы проявляют живой интерес к нашей культуре, очередной раз доказывает значительно возросшую популярность русской культуры у буржуев. Глупо детей не совсем здоровых тащить в этот поход и женщинам беременным идти.
    P.S. Фоток мало! Где храмы?

  2. Спасибо за комментарий) Сельские храмы по пути ВКХ почти все разрушены. Хотя в селе Горохово совершенно удивительный храм, очень красивый, а будет еще красивее, там ведутся восстановительные работы. Фотографий действительно не так много, как хотелось бы сейчас, но в тот момент было не до них)

  3. Ирина, с большим интересом и со слезами на глазах читала Вашу статью! Особенно Ваши личные впечатления! Спасибо Вам за это!

      • Наталья, а Вы видели там овчарку, которая бежит во главе колонны? Про нее есть своя легендарная история. В каком-то фильме рассказали, что ее хозяин умер, но собачка ежегодно продолжает присоединяться к ВКХ. Я очень хотела ее увидеть в этом году, но так и не увидела.

  4. Вообще, много очень важного хотелось рассказать, но все воспоминания перепутались. Ведь там совершенно потрясающие люди попадаются. Например, священник и поэт Леонид Сафронов. Он исповедник вятских тюрем и пользуется большой любовью среди прихожан и заключенных. Человек огромной души и самоотдачи. Его сайт: http://safronow.ru/ Пишет чудесные и воздушные стихи о Родине и вере, много детских стихов. Ходит ежегодно в ВКХ. Если вы увидете священника, идущего босиком, то это наверняка отец Леонид. Девушка из его прихода предложила мне купить его книгу и я рада, что познакомилась с творчеством такого удивительного человека.

    • Ирина, спасибо за ссылку на сайт Леонида Сафронова, было любопытно познакомиться с его творчеством,
      несколько раз заходила, читала его стихи, но если честно, мне ближе и понятнее Ваше творчество и Ваше восприятие жизни.

      • Наталья, спасибо за такую оценку моих домашних стихов:) Я сейчас очень жалею, что не подошла на привале к Леониду за автографом. Мне передали, что он спит. Я не стала тревожить его сон. Наталья, Женя раскололся и рассказал, кто вы 🙂 Мне очень приятно, что такая замечательная женщина заинтересовалась блогом. По-моему, мы как-то виделись на экскурсиях от колледжа. Давно это было, но сколько интересных мест мы увидели в Подмосковье. Жаль, что сейчас колледж не заказывает таких хороших экскурсий 🙂

    • Прошу прощения за то, что вмешиваюсь в вашу милую беседу. Я тоже не хотел бы устраивать диспут, но хотел бы внести некоторые уточнения в обсуждаемый вами тезис.

      Когда человек говорит, что он верит в Бога – это не всегда является правдой. Верить можно только в то, о чём сам догадываешься, что сам чувствуешь. Но обычно все о Боге узнают из чужих уст, а далее решают для себя – верить услышанному или нет.

      Правильнее было бы сказать “Я верю другим людям, которые утверждают, что Бог существует”.

      Ещё нюанс. Вот родилась бы Ирина не в России, а на Аляске – в эскимосском стойбище. Или в племени южноамериканских индейцев Гуарани. Была бы в обоих случаях язычницей, и имела бы совершенно противоположные религиозные взгляды.

      Вобщем, я к тому клоню, что истинная вера исходит из нашего сознания, а иллюзорная, как правило – навязывается нам окружением.

      Но в принципе, истинная она или иллюзорная – неважно. Главное, чтобы человек не был опасен для окружающих. И ещё желательно, чтобы он не был опасен для неопределившихся в вопросе веры. То есть не пытался их “забодать на свою сторону”, а предоставлял им всё-таки воспользоваться конституционным правом религиозного выбора (или невыбора – в случае атеизма, что тоже, кстати, определено конституцией).

      Надеюсь я не оскорбил ничьих чувств?

  5. Ну и где ответы? Я вообще-то хотел развязать интеллектуальную дискуссию, которая бы нам – простым смертым – помогла бы ближе подобраться к истине.

    • Саша, вы же не собирались устраивать тут диспут 🙂 Я считаю, что все здесь присутствующие, уважают свободу совести и вероисповедания и никто никого не пытается “забодать на свою сторону” …

        • Саша, знаете, я еще летом написала эту статью и долго не решалась ее выкладывать в блоге именно из-за того, что православная тема всегда вызывают какое-то странное возбуждение и споры, даже неприкрытую агрессию. Зачем бодаться и раздувать страсти? Спорщик из меня никудышный, да и о чем спорить то? Каждый решает сам для себя. Это вопрос очень личный.

          • Как правило, если что-то в нашей жизни вызывает “странное возбуждение и споры”, значит это что-то имеет в себе серьёзные противоречия, которые тем не менее – небезразличны людям. А уж если наблюдается “неприкрытая агрессия” – ну такое-то на пустом месте не вырастает! Обычно агрессия к кому-то (или чему-то) бывает реакцией на какие-то нелицеприятные действия и поступки, совершённые им ранее.

  6. В ВКХ-2017 изменились цены за место в передвижной камере хранения. В прошлом году, насколько я помню, 700 р. за мешок и 300 за палатку, а в этом году – 900 р. за мешок, 500 р. за палатку.

  7. Ссылка на обязательную экипировку ВКХ-2017: http://vyatskaya-eparhia.ru/religious_procession/list-of-equipment/
    Денег нужно брать больше,чем пишут в этой памятке, т.к. все подают требы, а в поминальных записочках 10 р. – одно имя. Обычно паломники стараются сделать требы во всех храмах, где проходят службы ВКХ. По дороге в нескольких населенных пунктах можно купить еду, медикаменты или что-то из вещей и обуви, если свои вдруг вышли из строя. В селе Великорецкое будет работать прекрасная православная ярмарка. Место в передвижной камере хранения в этом году – 900 р. за место (мешок) и 500 р. за палатку, если она не поместится в мешок.

    • Ирина спасибо вам за вашу подробную и описательную информацию о ВКХ, 22 мая этого года я случайно ( хотя у Господа случайностей не бывает) прочитала рассказ Александра Казакевича о ВКХ до этого абсолютно ничего о нем не зная, и поняла, что это знак свыше и Николай угодник сейчас в Росии и в его день я узнала о ходе. Короче также как и вы я взяла билеты до Кирова и только потом начала понимать как все может быть сложно!!!)) перерыла кучу инфы о ВКХ и так попала на ваш сайт. Спасибо вам за всю информацию ( обязательно возьму в дорогу спирт))), надеюсь Господь и Никола Чудотворец мне поможет и я пройду этот путь благополучно)

  8. Елена, Ангела Вам в путь! Все будет хорошо, не волнуйтесь. Дорогу осилит идущий. Поклонитесь Николаю Великорецкому от меня и моей семьи. Пусть помолится за нас, непутевых.

  9. Только что узнала, что на реке Великой, в день Николая Великорецкого (6 июня), будет служить Патриарх Кирилл.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *