Вавилов – советский музыкант средневековья

plastinkaНа днях я впервые узнала о гитаристе-лютнисте, написавшем несколько удивительно красивых «средневековых» мелодий. Они постоянно у всех на слуху и подавляющему большинству слушателей невдомек, что автор этих композиций – советский музыкант. Как щедр и скромен был этот человек, подаривший миру удивительные мелодии-мистификации. Он не поставил под ними своего имени.  Владимир Федорович Вавилов.  Наш с вами соотечественник, ленинградец. Он прожил всего 47 лет (5 мая 1925 — 11 марта 1973). При жизни мало кто знал, что он пишет музыку.

vavilov

Владимир Федорович Вавилов

Биография, найденная мною в интернете, очень коротка. Был демобилизован после ранения во время войны, окончил музыкальную школу для взрослых по классу гитары. Днем работал на фабрике, вечерами учился игре на семиструнной гитаре. С 1949 года выступал в гитарном дуэте Андронов-Вавилов. Владимир играл на семиструнной, а Лев – на шестиструнной. На Московском молодежном фестивале 1957-го года этот дуэт был удостоен серебряной медали.

Как произошла удивительная музыкальная мистификация Вавилова? В 1968 году в фирме «Мелодия» вышла грампластинка “Лютневая музыка 16-17 веков”  Пластинка пользовалась успехом и ее несколько раз переиздавали. Мелодии были чудесны,  часто использовались на телевидении,  на радио, как фон для всевозможных творческих постановок. Авторами произведений, вошедших в этот сборник, были указаны композиторы 16-17 веков, но на самом деле лишь два из музыкальных произведений – «Зеленые рукава» и «Спандольетта» действительно принадлежат тому времени, а остальные, как позже выяснилось, написаны советским гитаристом-лютнистом Владимиром Вавиловым. Почему он не объявил себя автором? Загадка. Можно только предполагать, почему музыкант проявил такую скромность. Гадать об этом бесполезно.

Как открылась правда о настоящем авторе? После смерти Владимира Федоровича Вавилова ни в одной мировой библиотеке не нашлось нот, записанных им на пластинке произведений средневековых композиторов. Первыми это несоответствие обнаружили исследователи творчества ватиканского лютниста Франческо Канова да Милано. Они обратили внимание, что в каталоге произведений этого автора нет ни одного из тех, что опубликованы на советской пластинке лютневой музыки. Оказывается, все произведения Франческо да Милано пунктуально запротоколированы в церковных списках Ватикана. Затем был проведен анализ произведения «Ave Maria», которое было приписано композитору Джулио Каччини. Оказалось, что и это не соответствует действительности. В годы жизни музыканта, т.е. 400 лет назад, еще не использовались подобные приемы в создании музыкальных произведений: септаккорды «золотой секвенции», синкопы в басу, 7-я повышенная ступень в миноре* (информация взята из статьи википедии «Лютневая музыка XVI—XVII веков»).

volochnsky

поэт Анри Волохонский

Самой известной для российского слушателя мистификацией Вавилова стала «Сюита для лютни: канцона и танец», приписанная Франческо Канова де Милано. Именно ее мы слышим в исполнении БГ под названием «Под небом голубым». В 1972 году поэт Анри Волохонский написал на мелодию канцоны стихотворение «Над небом голубым» (сборник «Рай»), а первым исполнителем был вовсе не БГ, а друг поэта Анри Волохонского – музыкант Алексей Хвостенко. Театр-студия «Радуга» использовал песню в своем спектакле «Сид» (1975 г.). Возможно, что именно в тот год и услышал эту песню Борис Гребенщиков. Некоторые предполагают, что он услышал ее с некачественной аудиозаписи, плохо расслышал слова, поэтому в его исполнении песня начинается не со слов «над небом голубым», а «под небом голубым». Другие полагают, что подмена слов была сделана специально, чтобы убрать из текста религиозный смысл. БГ включил ее в свой репертуар с марта 1984 года. Выступая в Харьковском университете, он извинился перед публикой, что не знает авторов этого произведения. Но в сознании большинства слушателей эта песня прочно прикрепилась к БГ. Вот такая мистическая история. В настоящее время песня на музыку Владимира Вавилова исполняется очень многими музыкантами разных стран, на разных языках, в разных интерпретациях. Интересный факт – в звоннице Серафимо-Саровской церкви города Щелково ежедневно в полдень исполняется колокольный перезвон на мелодию Владимира Вавилова «Город золотой». Как много в России гениев, о которых мы еще не знаем.

Десятиминутный фильм телеканала Культура о Владимире Вавилове 

Comments
  1. Артем, спасибо тебе, что заглядываешь в мой блог. Я рада каждому комментарию, потому что не избалована ими:) В интернете много и яростно спорят об авторстве Вавилова, особенно по-поводу “Ave Maria”. У меня на этот счет есть свои мысли. Первый фонограф был изобретен аж в 1877 году. С тех пор все музыкальные шедевры стали увековечиваться для потомков. Если существует среди довоенных, старинных звукозаписей, Аве Мария автора Качинни в чьем-либо исполнении, то почему их до сих пор нет во всеведающем интернете? Ведь слушаем же мы живой голос Шаляпина, а каждая уважающая себя оперная прима тех лет просто обязана была иметь в своем репертуаре такой вокальный шедевр, как Ave Maria. Поэтому не нужно разыскивать никаких средневековых лютневых табулатур, ответ лежит на поверхности. Я не нашла в интернете подобных подтверждений среди довоенных звуковых записей. К тому же, мне радостна мысль о том, что настоящий автор – Владимир Вавилов.

  2. Обалдеть. Так если его мелодии столь популярны и используются известными певцами, в различных постановках, почему бы потомкам музыканта не заявить права на творчество?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *