Вавилов – советский музыкант средневековья

plastinkaНа днях я впервые узнала о гитаристе-лютнисте, написавшем несколько удивительно красивых «средневековых» мелодий. Они постоянно у всех на слуху и подавляющему большинству слушателей невдомек, что автор этих композиций – советский музыкант. Как щедр и скромен был этот человек, подаривший миру удивительные мелодии-мистификации. Он не поставил под ними своего имени.  Владимир Федорович Вавилов.  Наш с вами соотечественник, ленинградец. Он прожил всего 47 лет (5 мая 1925 — 11 марта 1973). При жизни мало кто знал, что он пишет музыку.

vavilov

Владимир Федорович Вавилов

Биография, найденная мною в интернете, очень коротка. Был демобилизован после ранения во время войны, окончил музыкальную школу для взрослых по классу гитары. Днем работал на фабрике, вечерами учился игре на семиструнной гитаре. С 1949 года выступал в гитарном дуэте Андронов-Вавилов. Владимир играл на семиструнной, а Лев – на шестиструнной. На Московском молодежном фестивале 1957-го года этот дуэт был удостоен серебряной медали.

Как произошла удивительная музыкальная мистификация Вавилова? В 1968 году в фирме «Мелодия» вышла грампластинка “Лютневая музыка 16-17 веков”  Пластинка пользовалась успехом и ее несколько раз переиздавали. Мелодии были чудесны,  часто использовались на телевидении,  на радио, как фон для всевозможных творческих постановок. Авторами произведений, вошедших в этот сборник, были указаны композиторы 16-17 веков, но на самом деле лишь два из музыкальных произведений – «Зеленые рукава» и «Спандольетта» действительно принадлежат тому времени, а остальные, как позже выяснилось, написаны советским гитаристом-лютнистом Владимиром Вавиловым. Почему он не объявил себя автором? Загадка. Можно только предполагать, почему музыкант проявил такую скромность. Гадать об этом бесполезно.

Как открылась правда о настоящем авторе? После смерти Владимира Федоровича Вавилова ни в одной мировой библиотеке не нашлось нот, записанных им на пластинке произведений средневековых композиторов. Первыми это несоответствие обнаружили исследователи творчества ватиканского лютниста Франческо Канова да Милано. Они обратили внимание, что в каталоге произведений этого автора нет ни одного из тех, что опубликованы на советской пластинке лютневой музыки. Оказывается, все произведения Франческо да Милано пунктуально запротоколированы в церковных списках Ватикана. Затем был проведен анализ произведения «Ave Maria», которое было приписано композитору Джулио Каччини. Оказалось, что и это не соответствует действительности. В годы жизни музыканта, т.е. 400 лет назад, еще не использовались подобные приемы в создании музыкальных произведений: септаккорды «золотой секвенции», синкопы в басу, 7-я повышенная ступень в миноре* (информация взята из статьи википедии «Лютневая музыка XVI—XVII веков»).

volochnsky

поэт Анри Волохонский

Самой известной для российского слушателя мистификацией Вавилова стала «Сюита для лютни: канцона и танец», приписанная Франческо Канова де Милано. Именно ее мы слышим в исполнении БГ под названием «Под небом голубым». В 1972 году поэт Анри Волохонский написал на мелодию канцоны стихотворение «Над небом голубым» (сборник «Рай»), а первым исполнителем был вовсе не БГ, а друг поэта Анри Волохонского – музыкант Алексей Хвостенко. Театр-студия «Радуга» использовал песню в своем спектакле «Сид» (1975 г.). Возможно, что именно в тот год и услышал эту песню Борис Гребенщиков. Некоторые предполагают, что он услышал ее с некачественной аудиозаписи, плохо расслышал слова, поэтому в его исполнении песня начинается не со слов «над небом голубым», а «под небом голубым». Другие полагают, что подмена слов была сделана специально, чтобы убрать из текста религиозный смысл. БГ включил ее в свой репертуар с марта 1984 года. Выступая в Харьковском университете, он извинился перед публикой, что не знает авторов этого произведения. Но в сознании большинства слушателей эта песня прочно прикрепилась к БГ. Вот такая мистическая история. В настоящее время песня на музыку Владимира Вавилова исполняется очень многими музыкантами разных стран, на разных языках, в разных интерпретациях. Интересный факт – в звоннице Серафимо-Саровской церкви города Щелково ежедневно в полдень исполняется колокольный перезвон на мелодию Владимира Вавилова «Город золотой». Как много в России гениев, о которых мы еще не знаем.

Десятиминутный фильм телеканала Культура о Владимире Вавилове 

Comments
  1. Артем, спасибо тебе, что заглядываешь в мой блог. Я рада каждому комментарию, потому что не избалована ими:) В интернете много и яростно спорят об авторстве Вавилова, особенно по-поводу “Ave Maria”. У меня на этот счет есть свои мысли. Первый фонограф был изобретен аж в 1877 году. С тех пор все музыкальные шедевры стали увековечиваться для потомков. Если существует среди довоенных, старинных звукозаписей, Аве Мария автора Качинни в чьем-либо исполнении, то почему их до сих пор нет во всеведающем интернете? Ведь слушаем же мы живой голос Шаляпина, а каждая уважающая себя оперная прима тех лет просто обязана была иметь в своем репертуаре такой вокальный шедевр, как Ave Maria. Поэтому не нужно разыскивать никаких средневековых лютневых табулатур, ответ лежит на поверхности. Я не нашла в интернете подобных подтверждений среди довоенных звуковых записей. К тому же, мне радостна мысль о том, что настоящий автор – Владимир Вавилов.

  2. Обалдеть. Так если его мелодии столь популярны и используются известными певцами, в различных постановках, почему бы потомкам музыканта не заявить права на творчество?

  3. 27 января сын играл Канцону на конкурсе Jugend Musizirt в Германии. Так случилось, что консерваторский друг его педагога лютнист и как раз большой поклонник Франческо Канова да Милано. По немецким правилам на конкурс должно быть представлено печатное издание нот. онятно, во всех изданных сборниках стоит авторство Милано, вот только Милано не писал этой Канцоны, что и выяснил наш педагог со своим другом лютистом. В общем, во всех документах официально была представлена фамилия настоящего автора с пояснительной запиской к нотам. Ростислав считает это своей маленькой победой 🙂

  4. Радостно слышать, что имя настоящего автора иногда появляется на свет. От всей души желаю вам и вашему сыну, Ростиславу, большой творческой жизни и побед 🙂

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *